В нашей культуре образ бобра часто связан с какими-то веществами, с интоксикацией, с расширением сознания, если так можно сказать. И это удивительно: почему именно бобер? Вот не медведь, там, не барсук, не суслик, не енот – именно бобер.
Вспомнить те же анекдоты:
- …ты выдыхай, бобер, выдыхай!
- … ну, здорово, бобры! /сова Винни-пуху и Пятачку/
- Бобер, почему у тебя такие белые зубы? – Я не бобер, я нарколог.
Видите, сплошная наркология. Причем что интересно, образ бобра тут совсем не случаен – бобер тут как раз был, ну, может, не виновником, но соучастником. Но обо всем по порядку.
Итак, отматываем на 200 лет назад – в начало 19 века. Именно тогда в моду вошли шляпы-цилиндры. Вот такие:
Когда видишь такую шляпу, сразу возникает логичный вопрос: а на хрена (растение) вот это все? Шляпа – предмет функциональный. Она защищает от солнца и от дождя. А широкополая шляпа – так еще и от помоев и фекалиев, которые добродетельные горожане прошлых веков щедро выплескивали сверху из окон на улицы. Да, широкополая шляпа имела именно такое назначение. Так что когда вы видите какого-нибудь мушкетера в шляпе диаметром около метра – это не для красоты, это чтоб дерьмо на форму не капало.
Ну а что же цилиндр? У него какой функционал? Полей, как таковых, на нем нет, от солнца защита слабая, от дождя – тоже. И, главное, еще тулья такая высоченная - там зазор между лысиной и верхом вот этого колпака сантиметров двадцать пять будет. Вот на кой так было делать? Какому нарколыге это в голову взбрело?
Вопрос про нарколыгу – не фигура речи. Дело все в том, что шляпы раньше изготавливались из особого сорта фетра – из бобрового пуха. То есть, брали мех бобра, вычесывали оттуда пух, и этот пух прессовали в фетр. Такой фетр был теплым, легким и водоотталкивающим.
Для изготовления одной боброво-фетровой шляпы надо было завалить, в среднем, десять бобров. При этом бобров надо было еще где-то найти, добыть, снять с них шкуру, выделать и только потом пускать на шляпный фетр. Как вы сами понимаете, цена такого фетра получалась очень высокой. А когда в Европе повыбили всех бобров и когда Россия запретила экспорт бобрового пуха, цена вообще стала заоблачной.
Поэтому тогдашние шляпники стали бодяжить бобровый пух с кроличьим. Но качество кроличьего пуха было значительно хуже, текстура его была совсем другой и он давал не тот цвет. Поэтому шляпники стали протравливать кроличий пух ртутью – чтобы он хоть как-то походил на бобровый и хотя бы как-то с ним склеивался.
И вот тут-то все и объясняется. Ртуть – это сильнодействующий яд. А про технику безопасности тогда не думали. Поэтому каждый шляпник, когда работал с ртутью (а там этой ртути было много), получал сильнейшее ртутное отравление. Которое, помимо прочего вреда для здоровья, характеризуется галлюцинациями.
И вот как-то раз один шляпник так надышался ртутью (да что надышался – нажрался), что его сильно вштырило. И он под этим глючным делом и придумал такую шляпу – цилиндр. Потому что в здравом уме и трезвой памяти такое никому в голову не придет. А в патологическом бреду – запросто.
Но тем не менее, клиентура новый фасончик заценила. Ну, вы знаете, с этими модами-искусствами всегда так: наваляют какую-нибудь хрень страхомудную и все так сразу – вот это крутяк, новое веяние, свежий авторский подход, жемчужина на чирье отечественной драматургии… Ну да, есть такие люди - еще с Афроквадрата Малевича тащутся (наверное, скоро гербом США сделают).
Вот и с цилиндром произошло то же самое. Внезапно, это абсолютно уродское и бесполезное приспособление стало модным аксессуаром и признаком принадлежности к элите. Как сейчас – ойфон последней модели.
Но мы-то теперь знаем: это все было из-за бобра. А шляпнику выдыхать чаще надо было.