Школа – место, где нам 11 лет преподают основные знания, с которыми мы должны выйти подготовленными к взрослой жизни. Но по каким-то причинам половина этой информации нам никогда не пригодится. А действительно необходимые и, самое главное, универсальные навыки каждый ребенок уже будет получать сам, в зависимости от своих амбиций и мотивации. Если бы в моих силах было изменить систему образования, я бы обязательно учел следующие моменты.
- Как правильно учиться. Это может показаться странным, но для полноценного усвоения информации нужно научить ее воспринимать и усваивать, зубрежка фактов не продуктивна. Учитывая, с какой скоростью растет объем окружающей нас информации, ребенка важно научить выделять необходимые и полезные именно для него материалы.
- Тайм-менеджмент. Единственным невосполнимым ресурсом человека является время и очень важно уметь правильно им распоряжаться, независимо от того, кем станет ваш ребенок когда вырастет. Во взрослом возрасте изменить свои привычки будет гораздо сложнее, даже имея большое желание, поэтому первичные навыки эффективного использования времени лучше давать в школе.
- Компьютерная эффективность. Да, в школе есть такой предмет, как информатика – но, признаемся честно, он совсем неактуален и не отображает реальную степень развития технологий и компьютерной грамотности. Речь не только о том, как пользоваться компьютером, а о том, чтобы научить детей эффективно работать именно с современными программами. Например, как заменить стандартный пакет MC Office на более продвинутые гугл документы, как правильно работать с почтой, хранить информацию и многое другое.
- Презентация и подача информации. Об этом я задумался после просмотра выпуска Юрия Дудя про кремниевую долину, где один из ее жителей рассказал о том, как восьмилетний ребенок подготовил аргументированную и четко структурированную презентацию для своих родителей на тему “почему нам нужна кошка”.
- Скорочтение и слепая десятипальцевая печать. Скорочтение – это не просто быстрое изучение информации, это огромный комплекс знаний по обработке письменной информации, который необходим с детства. Изучая это направление, ребенок будет способен концентрироваться на одной задаче, лучше и более качественно запоминать информацию.
- Умение быстро печатать тоже лучше прививать с детства – может быть, это спасло бы нас от огромного количества голосовых сообщений) Хотя, возможно через 5-10 лет люди перестанут общаться с помощью печатного текста.
- Финансовая и инвестиционная грамотность. Это проблема 90% российских людей – ни одно наше поколение не учили копить, правильно распоряжаться деньгами и, тем более, инвестировать и приумножать свой капитал. Прошли десятки лет, появилось огромное количество информации о финансовой грамотности, а в российских школах так и не добавилось новой дисциплины, хотя в США, Великобритании и некоторых европейских странах уже существует подобная практика.
- Налогообложение. Налоги вряд ли потеряют свою актуальность. Так почему бы не рассказать детям, какие налоги бывают, какие выплачивают люди, а по каким можно получить возврат от государства. До сих пор встречаю взрослых людей, которые не умеют грамотно обращаться этой статьей расходов и превращать ее в доходы.
- Трудовое законодательство. Трудовое законодательство просто обязано преподаваться в старших классах, чтобы школы выпускали людей, понимающих, как себя вести при устройстве на работу, какие права и обязанности у них есть, на что обращать внимание в трудовом договоре.
- Осознанность. Умение концентрироваться на настоящем и быть счастливым в конкретный момент сегодня и каждый день, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем. Это важный навык, который избавит от депрессий, бестолковых переживаний и разочарований.
- Предпринимательство. Я не говорю о том, что каждый должен стать предпринимателем. Если так будет, то мы останемся без специалистов и мастеров. Но примерить на себя эту функцию, понять все плюсы работы на себя, а не на “того парня”, а самое главное – все риски, с этим связанные, мне кажется, должен каждый.
Как вы считаете, готовы ли молодые люди, потратившие целых 11 лет своей жизни на обучение в школе, к реальной жизни? Какую дисциплину вы добавили бы в школьную программу? Напишите в комментариях.
Алексей Аверьянов
Генеральный директор Vesco Group
Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | VKontakte | YouTube | Telegram