В начале ХХ века японская культура очень интересовала россиян. Несмотря на негативный идеологический фон, "желтую опасность" и прочее. Интерес публики к Японии, конечно же, использовался российскими предпринимателями. Как же иначе? Так по всей России гастролировала японская труппа циркачей. Побывали они и в Казани да немало шума наделали.
В 1900-х годах в России иногда встречался «японский» стиль в оформлении комнат (пуфики, софы, ширмы и т.д.), большое распространение получили японские гравюры.
«Живописная Япония» продолжала существовать в стране даже после начала русско-японской войны, параллельно с другим мифом о «желтой опасности».
После войны, по России гастролировала немало японских артистов, и целых японских трупп.
Например, в мае 1909 года, в Казани выступал японский цирковой артист — Оно Окитаро. В Государственном архиве Республики Татарстан сохранилась афиша этого представления.
Рекламный буклет других японских цирковых артистов, побывавших в Казанской губернии в 1910 году, сообщал, что многие из них в Японии служили в Цирке Микадо.
Какие же японские артисты приехали в Казань из "Цирка Микадо"?
Во-первых, «придворный артист Цирка Микадо и Корейского императора» Итао-сан Ямадо. Любимцем японской и российской публики был его маленький сын Магоити.
Во-вторых, четыре девушки выступали на сцене в роли японских гейш. В общем, все как "заказывала" публика.
Были среди артистов «прыгуны и туннелисты» братья Пари,
«сыны воздуха» Манио Мияучи, Кицигкро-сан Ямани,
эквилибрист Вада-сан Ионезо,
а также драматические артисты и так называемые мимисты (Содзиро-сан, Иванага Саватаро).
Однако их статус в родной стране, вероятно, был немного иным. Иначе в поисках материального благополучия артисты не отправились бы в Россию.
По России японская труппа гастролировала под началом директора-режиссера С.И. Морозенко. В Казани они выступали с 6 августа по 10 сентября 1910 года.
Всего в труппе было 20 человек. Из них 11 взрослых и 9 детей от 9 до 16 лет. Среди артистов было много людей с одинаковыми фамилиями Ямадо, Ямано, Исотани. Они являлись родственниками. Руководителем труппы был 45-летний Камекичи Ямада. Путешествовала с артистами 65-летняя дама Зинзо Ямадо. Все они получили визу в Одессе.
Что думал о них русский коллега?
Воспоминания об этих японских акробатах оставил советский артист Дмитрий Альперов. Он выступал вместе с ними в Архангельске. Он упоминает 24 человек. Вот. что артист писал о своих японских коллегах:
«Среди японских артистов были прекрасные воздушные гимнасты, которые поражали даже нас, привыкших к большому мастерству. Они казались какими-то чертями, умевшими держаться за воздух и как бы ходить по нему. Был искусный жонглер-антиподист. Началось выступление японцев парадом. Артисты выходили в великолепных парчовых, тканных золотом халатах. Их представляли публике, выкрикивая их диковинные имена. (…). Основаны были номера на рискованных трюках, вызывавших у публики напряженное состояние, полное волнения. По городу артисты ходили в японских костюмах. В труппе были подростки и дети».
Доходы артистов в Японии были мизерными, поэтому они решились попытать счастье в далекой России. По замечанию Дмитрия Сергеевича, вывезший цирковую труппу из Японии, предприниматель Морозенко платил артистам Ямада-сана за гастроли (очевидно, за каждый город) тысячу рублей, а сам получал доход с каждого представления. «Насколько ему это было выгодно, можно судить по тому, что впоследствии он построил себе каменный дом в одном из поволжских городов», − рассуждал русский артист.
Возвращайся, сынок, в Японию...
Уже после отъезда японской труппы из Казани, в конце сентября 1910 года в местной полиции получили письмо из японского посольства, интересовались точным адресом некоторых японских акробатов.
Через месяц посольство просило передать пакет японскому подданному Ититаро Исотани, состоявшему при цирке Братьев Никитиных в Казани. Как выяснилось, родители данного артиста и его сестер, которые также гастролировали вместе с ним, никак не могли связаться с ними. Поэтому разыскивали их в России через дипломатическую миссию.
Представители посольства писали о том, что родители Исотани уже в преклонном возрасте и очень беспокоятся об их будущем, просили уговорить его и сестер вернуться на родину. Но японца казанская полиция не нашла. К тому времени он уже уехал в Ростов-на-Дону.
Молодые японские артисты, уехавшие в Россию в некоторых случаях против воли родителей (как было описано выше), через какое-то время либо продолжали гастроли уже в составе других цирковых трупп, либо возвращались в Японию.
Так, если артист Альперов упоминает о 24 японцах, казанская жандармерия зафиксировала 20 цирковых артистов, а через год на гастролях в Херсоне их было уже 18 человек.
Везде за японскими циркачами наблюдали органы жандармерии, однако как констатировали сами представители политической полиции, никаких «положительных результатов» это работа не дала. Японские артисты не были замечены в шпионаже.
Если статья понравилась, не забывайте ставить лайки. Говорят, это помогает развитию канал.
А если интересно читать об истории народов Поволжья,
или просто об истории России с региональной спецификой, то подписывайтесь на мой авторский канал.