Найти тему
History by Инородец

Японские циркачи в царской России, и что о них думали русские?

Оглавление

В начале ХХ века японская культура очень интересовала россиян. Несмотря на негативный идеологический фон, "желтую опасность" и прочее. Интерес публики к Японии, конечно же, использовался российскими предпринимателями. Как же иначе? Так по всей России гастролировала японская труппа циркачей. Побывали они и в Казани да немало шума наделали.

В 1900-х годах в России иногда встречался «японский» стиль в оформлении комнат (пуфики, софы, ширмы и т.д.), большое распространение получили японские гравюры.

Современная живописная Япония. Фото: мое
Современная живописная Япония. Фото: мое
«Живописная Япония» продолжала существовать в стране даже после начала русско-японской войны, параллельно с другим мифом о «желтой опасности».

После войны, по России гастролировала немало японских артистов, и целых японских трупп.

Например, в мае 1909 года, в Казани выступал японский цирковой артист — Оно Окитаро. В Государственном архиве Республики Татарстан сохранилась афиша этого представления.

Проект здания цирка Никитиных в Казани. Фото: Госархив РТ
Проект здания цирка Никитиных в Казани. Фото: Госархив РТ

Рекламный буклет других японских цирковых артистов, побывавших в Казанской губернии в 1910 году, сообщал, что многие из них в Японии служили в Цирке Микадо.

Какие же японские артисты приехали в Казань из "Цирка Микадо"?

Во-первых, «придворный артист Цирка Микадо и Корейского императора» Итао-сан Ямадо. Любимцем японской и российской публики был его маленький сын Магоити.

Во-вторых, четыре девушки выступали на сцене в роли японских гейш. В общем, все как "заказывала" публика.

Были среди артистов «прыгуны и туннелисты» братья Пари,

«сыны воздуха» Манио Мияучи, Кицигкро-сан Ямани,

эквилибрист Вада-сан Ионезо,

а также драматические артисты и так называемые мимисты (Содзиро-сан, Иванага Саватаро).

Однако их статус в родной стране, вероятно, был немного иным. Иначе в поисках материального благополучия артисты не отправились бы в Россию.

По России японская труппа гастролировала под началом директора-режиссера С.И. Морозенко. В Казани они выступали с 6 августа по 10 сентября 1910 года.

Японская экзотика не могла не привлечь казанских зрителей. Тем более в 1910 году.  Фото: мое
Японская экзотика не могла не привлечь казанских зрителей. Тем более в 1910 году. Фото: мое

Всего в труппе было 20 человек. Из них 11 взрослых и 9 детей от 9 до 16 лет. Среди артистов было много людей с одинаковыми фамилиями Ямадо, Ямано, Исотани. Они являлись родственниками. Руководителем труппы был 45-летний Камекичи Ямада. Путешествовала с артистами 65-летняя дама Зинзо Ямадо. Все они получили визу в Одессе.

Что думал о них русский коллега?

Воспоминания об этих японских акробатах оставил советский артист Дмитрий Альперов. Он выступал вместе с ними в Архангельске. Он упоминает 24 человек. Вот. что артист писал о своих японских коллегах:

«Среди японских артистов были прекрасные воздушные гимнасты, которые поражали даже нас, привыкших к большому мастерству. Они казались какими-то чертями, умевшими держаться за воздух и как бы ходить по нему. Был искусный жонглер-антиподист. Началось выступление японцев парадом. Артисты выходили в великолепных парчовых, тканных золотом халатах. Их представляли публике, выкрикивая их диковинные имена. (…). Основаны были номера на рискованных трюках, вызывавших у публики напряженное состояние, полное волнения. По городу артисты ходили в япон­ских костюмах. В труппе были подростки и дети».

Отец и сын артисты  Альперовы. Фото: http://m.kino-teatr.ru
Отец и сын артисты Альперовы. Фото: http://m.kino-teatr.ru

Доходы артистов в Японии были мизерными, поэтому они решились попытать счастье в далекой России. По замечанию Дмитрия Сергеевича, вывезший цирковую труппу из Японии, предприниматель Морозенко платил артистам Ямада-сана за гастроли (очевидно, за каждый город) тысячу рублей, а сам получал доход с каждого представления. «Насколько ему это было выгодно, можно судить по тому, что впоследствии он построил себе каменный дом в одном из поволжских городов», − рассуждал русский артист.

Возвращайся, сынок, в Японию...

Уже после отъезда японской труппы из Казани, в конце сентября 1910 года в местной полиции получили письмо из японского посольства, интересовались точным адресом некоторых японских акробатов.

Через месяц посольство просило передать пакет японскому подданному Ититаро Исотани, состоявшему при цирке Братьев Никитиных в Казани. Как выяснилось, родители данного артиста и его сестер, которые также гастролировали вместе с ним, никак не могли связаться с ними. Поэтому разыскивали их в России через дипломатическую миссию.

Представители посольства писали о том, что родители Исотани уже в преклонном возрасте и очень беспокоятся об их будущем, просили уговорить его и сестер вернуться на родину. Но японца казанская полиция не нашла. К тому времени он уже уехал в Ростов-на-Дону.

Обувь японских крестьян. Может быть, в таких плетенных сланцах ходили и несчастные родители японских циркачей? Фото: мое
Обувь японских крестьян. Может быть, в таких плетенных сланцах ходили и несчастные родители японских циркачей? Фото: мое

Молодые японские артисты, уехавшие в Россию в некоторых случаях против воли родителей (как было описано выше), через какое-то время либо продолжали гастроли уже в составе других цирковых трупп, либо возвращались в Японию.

Так, если артист Альперов упоминает о 24 японцах, казанская жандармерия зафиксировала 20 цирковых артистов, а через год на гастролях в Херсоне их было уже 18 человек.

Как видите, это афиша уже сообщает о "японской труппе" в Москве. 1912 год. Так и не вернулись в Японию... Фото: http://www.ruscircus.ru
Как видите, это афиша уже сообщает о "японской труппе" в Москве. 1912 год. Так и не вернулись в Японию... Фото: http://www.ruscircus.ru

Везде за японскими циркачами наблюдали органы жандармерии, однако как констатировали сами представители политической полиции, никаких «положительных результатов» это работа не дала. Японские артисты не были замечены в шпионаже.

Если статья понравилась, не забывайте ставить лайки. Говорят, это помогает развитию канал.

А если интересно читать об истории народов Поволжья,

или просто об истории России с региональной спецификой, то подписывайтесь на мой авторский канал.