Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Цена правоты. Тяжелая история врача «неотложки»

Photo by Luis Melendez on Unsplash
Photo by Luis Melendez on Unsplash

Книга «До слез. Истории из отделения неотложной помощи» — это сборник коротких историй доктора Ника Эдвардса, работающего в отделении неотложной помощи. Вас ждет знакомство с его пациентами и коллегами, рассказы о трагедии и боли, но в первую очередь — маленькие победы и комичные ситуации, без которых невозможно представить себе обычный день на передовой линии здравоохранения.

Предлагаем прочесть одну из самых эмоционально сложных историй доктора Эдвардса:

«Беру карту очередного пациента: мужчина, 28 лет. К сестре кабинета сортировки он еще не попал, поэтому единственное, что мне удалось узнать о нем, это написанная регистратором фраза "жалобы на плохое самочувствие".

Я начал разговаривать с пациентом: он производил очень приятное впечатление. С ним приехала жена на восьмом месяце беременности, которая, собственно, и заставила его обратиться в больницу. Он начал рассказывать мне о своих симптомах, и они все были довольно общего характера.

В последние несколько дней мужчина чувствовал усталость и недомогание. Я уже собирался посоветовать ему обратиться к врачу общей практики, но тут он добавил, что пытался играть на пианино и у него ничего не получалось — его руки как будто не попадали по клавишам (как я понял, он хороший джазовый пианист).

Это меня насторожило. В 28 лет такого быть не должно. Я осмотрел его и обнаружил неврологический симптом, который меня обеспокоил: он никак не мог соединить друг с другом пальцы рук. Я заволновался: во-первых, потому, что такой симптом мог означать опухоль мозга, а во-вторых, потому, что в истории болезни мне нужно было написать длинное слово, в котором я непременно сделаю ошибку: "адиадохокинез".

Книга Ника Эдвардса «До слез. Истории из отделения неотложной помощи»
Книга Ника Эдвардса «До слез. Истории из отделения неотложной помощи»

Я на минуту вышел, чтобы договориться насчет томографии. Сначала рентгенолог долго отказывался, говоря, что я, скорее всего, напрасно трачу его время/выдумываю симптомы/подвергаю пациентов ненужным дозам вредного излучения, но в конечном итоге согласился сделать томографию — после того, как я обещал принести ему в жертву своего первенца.

Я объяснил пациенту, что, хотя его симптомы, вероятно, вызваны "чем-нибудь незначительным", нам необходимо исключить "более серьезные вещи", которые могут также происходить у него в мозге. Он, как мне показалось, остался доволен моим объяснением и отправился на томографию.

Пока ему делали обследование, коллеги подтрунивали надо мной: мол, в очередной раз отправил пациента на "ненужные" анализы, и вообще мне просто скучно, вот я и ищу возможности разнообразить свою работу. Я объяснил им, почему считаю, что у него может быть опухоль, вдаваясь при этом во все подробности анатомии повреждения тканей мозга. Они в ответ высказались, что мне нужно чаще гулять и что нужно понимать, что в большинстве случаев такие симптомы бывают вызваны стрессом.

Как раз в тот момент, когда я говорил: "А я готов поспорить, что у него опухоль".
А мой коллега отвечал: "А я готов поспорить, что нет", позвонил радиолог: "Тебе лучше спуститься и посмотреть на снимки".
"Твою ***", — подумал я, посмотрев на томограмму. Но, поскольку я профессионал, я хорошенько собрался с мыслями, прежде чем высказать свое авторитетное мнение по поводу результатов обследования, и лишь потом сказал вслух: "Твою ***".
Photo by camilo jimenez on Unsplash
Photo by camilo jimenez on Unsplash

У него явно была опухоль. И не простая — отек мозга, его надо было немедленно отправить в специализированный центр.

Это был худший сценарий, который я мог себе представить, но, как ни странно, с чисто теоретической точки зрения я был доволен. Я был доволен тем, что оказался прав. Доволен, что поставил диагноз по нестандартному набору признаков и симптомов. Но по сути получалось, что я доволен тем, что у этого человека опухоль мозга, и это, вероятно, его смертный приговор. Это было неправильно.

Я пошел поговорить с коллегами, которые во мне сомневались. Когда сообщил им о результатах томографии, на моем лице, конечно, было написано "а я ведь говорил". Но потом переполнявшее меня ликование по поводу профессионального превосходства немного поутихло, я немного отрезвел.

У пациента опухоль мозга, ему сегодня же требуется срочная операция. У него серьезное заболевание, он, возможно, не увидит, как родится его ребенок… а я должен пойти и сказать ему об этом. Конечно, ничего хорошего не было.

Я сказал им о результатах. Он воспринял новость мужественно, у его жены началась истерика. Это было ужасно. После этого разговора я чувствовал себя совершенно разбитым. Этот день был странным сочетанием эмоций: с профессиональной точки зрения — радостным, а с личной — печальным».

Книга «До слез. Истории из отделения неотложной помощи»: https://bit.ly/320pEfz

«Радость профессионального успеха рядом с болью, которую испытываешь при виде личной трагедии человека. Да, моя работа может быть очень интересной… но в то же время очень грустной».

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)