Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Белые ночи" (СССР, 1960): мнения

"Белые ночи. СССР, 1960. Режиссер и сценарист Иван Пырьев (по одноименной повести Ф.М. Достоевского). Актеры: Людмила Марченко, Олег Стриженов, Анатолий Федоринов, Вера Попова и др. 20 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

В год выпуска мелодрамы «Белые ночи» на экран режиссер и киновед Александр Мачерет (1896-1979) писал в журнале «Советский экран», Ивану Пырьеву «понадобилась удивительное режиссерское владение ритмом, темпом, монтажной слаженностью, совмещением изобразительной стороны с точно выверенными смысловыми задачами, чтобы передать поэтическую, «стихотворную» особенность повести Достоевского на экране. … режиссер допускает небольшую и вполне оправданную «вольность». Деятельности Настинькиного возлюбленного приданы общественные черты, а его внешнему облику – ассоциативное сходство с привычными образами революционных демократов. Это очень удачная находка: едва уловимой деталью, ненавязчивым намеком достигается важное идейное следствие» (Мачерет, 1960: 4).

-3

Казалось бы, рецензент не увидел ни одного недостатка в экранизации, вся рецензия написана в исключительно мажорном благожелательном ключе. Но нет, в самом конце А. Мачерет зачем-то добавляет неожиданный упрек: «Успех? Безусловно. И все-таки жаль, что в период расцвета своего мастерства Пырьев не мог обратить его на темы современности. Пожалаем, чтобы большой талант Ивана Пырьева, его плодоносная сила художника, любящего родную страну, свой народ, свою партию, были обращены к темам современной действительности!» (Мачерет, 1960: 5). Мачерет А. «Белые ночи» // Советский экран. 1960. № 6. С. 4-5.

-4

Что ж, кто знает, быть может, аналогичный упрек был адресован И. Пырьеву не только со стороны кинокритика, но и министерского начальства: недаром он в начале 1960-х снял ленты на современную тему…

Что касается сегодняшних зрителей, но они все еще помнят «Белые ночи» и отзываются о них, как правило, эмоционально и положительно:

-5

«Необыкновенная атмосфера петербургских белых ночей с дождями и туманами. Дуэт Марченко и Стриженова просто эталон актерского мастерства, они умеют передать все чувства и переживания героев. Здесь погода выступает зеркалом, в котором отражается настроение Мечтателя, состояние его души. … А снят фильм так, что хочется перешагнуть через экран и попасть в эти белые ночи, даже под дождь» (Мирьям).

-6

«Нет слов, чтобы описать увиденное, потрясающий фильм! Столько трепетных чувств... Настоятельно всем советую его посмотреть! Один из лучших шедевров советского кинематографа» (Алекс)

«Получил огромное удовольствие от фильма. Да, конечно, главные герои заметно "переигрывают". Но что делать? 1959 год! Тогда кинематограф еще полностью находился под властью театра. Почти все фильмы того времени страдали театральностью. Однако литературный гений Достоевского сглаживает этот недостаток, сюжет произведения заставляет следить за событиями с не меньшим интересом, чем за современным детективом» (Н. Фрейд).

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели о фильме «Белые ночи»?

Александр Федоров, 2020