Noir - этот термин в 80-х в СССР знали разве что настоящие киноведы. Мы, простые зрители, не видели ни "Мальтийского сокола", ни "Глубокого сна" с легендарным Хамфри Богартом, ни других классических шедевров жанра. Что было странно - ведь noir, кажется, был создан для советских экранов. Жесткая реальность буржуазного мира, преступность и коррупция, бесплодные попытки бедняков разбогатеть и достичь успеха в "каменных джунглях". Crime never pays - преступление никогда не приносит счастья. Идеальная максима для СССР.
Зато, не выпустив на отечественный экран ни одного классического нуара, СССР произвел собственную версию жанра - которая стала культовой для советских и пост-советских зрителей. Речь об экранизации романа классика жанра Джеймса Х. Чейза "Весь мир в кармане" - "Мираж" Рижской киностудии в постановке ведущего латвийского режиссера Алоиза Бренча.
Очередной фильм об "ужасах капитализма" в принципе не должен был удивить. Подобные картины регулярно выходили в СССР - а у прибалтийских киностудий это был "фирменный" жанр. Но с "Миражом" случился интереснейший казус...
Да, с одной стороны были соблюдены все каноны - "кэпитэлизм бэд", Америка погрязла в погоне за богатством, хорошим людям там не жить. С другой - сценарист и режиссер вдруг перешагнули конвенции обличительного кино и сняли настоящий noir, пусть и со всеми оговорками и условностями советского кино. Но - сняли настоящий, чистый жанр. Критика капитализма уступила место типичной для noir трагической истории - изгои хотят выбиться в люди благодаря "идеальному преступлению", но, как и положено в жанре, роковые обстоятельства не позволят мечтам сбыться.
Сегодня "Мираж" - легкая мишень для критики. Да, только что отстроенный вантовый мост в Риге изображает "Америку". Да, все бутылки в кадре назойливо стоят лейблами в камеру - вот какие мы "аутентичные". Да, герои периодически выражаются фразами типа "не называй меня крошкой". А уж отечественная "Нива", загримированная под сейф-броневик, смешит не первое поколение зрителей.
Но - давайте честно - это как раз "детали", а вот трагическая история людей, захотевших "весь мир в кармане", оказалась не только идеологически правильной для 1983-го, но и драматически цепляющей для нормального зрителя, который просто сопереживал компании лузеров, решивших сыграть в самую большую игру их жизни.
На мой взгляд, у фильма четыре больших удачи.
Во-первых, режиссер Алоиз Бренч удачно почувствовал жанр и вместо нудного анти-капиталистического кино снял эмоционально цепляющую noir-мелодраму, которая не могла не вызвать отклик у советского зрителя.
Во-вторых, режиссер подобрал отличный актерский состав. Понятно, что там нет ни американцев, ни итальянцев, но латыш Вильсонс, литовец Адомайтис, русский Борис Иванов и другие прекрасно сработались вместе и выдали настоящую драму людей, которые делают последнюю - и главную - ставку в жизни. Все или ничего.
В-третьих, композитор Иварс Вигнерс написал отличную музыку - она, конечно, не вписывается в каноны жанра, зато идеально отвечает замыслу режиссера. Трагическая noir-мелодрама под надрывную финальную мелодию - впечатляет до сих пор.
И в-четвертых (хотя, может, во-первых?) - Мирдза Мартинсоне в роли Джинни, той самой femme fatale, которая запускает сюжет "Миража". Чаще всего в femme fatale акцентируется "роковая" часть. В "Мираже" авторы обратились к "женской" составляющей амплуа. Очень скоро становится понятно, что крутая femme Джинни - нежная и чувственная женщина, которая ищет любви, покоя и счастья. И Мирдза Мартинсоне бесподобна в этой роли. Думаю, не преувеличу, если скажу, что Мартинсоне - лучшее украшение этого ТВ-фильма.
Знаете что? Для публикации, чтобы освежить впечатления советской юности, с утра кручу "Мираж" - пошел второй круг. И, удивительно, нет раздражения ииронии. Это и правда хорошее кино. А Мирдза Мартинсоне впечатляет как и почти 40 лет назад. Хотя я уже давно не подросток...
p.s. Да, Мирдза Мартинсоне мне нравится с подростковых лет...