Найти в Дзене
Виктория Аверина

По верхам и "на отвали"

Родители жалуются, что дети сейчас всё чаще делают задания по верхам и "на отвали". Есть задание, например: "Прочитайте текст". На английском, допустим. Они его и читают. Ну, и что, что они его через одно место читают и ни фига не понятно, какие слова они произносят. Не было же задания: "Отчитать по транскрипции каждое незнакомое слово". А даже если бы и было, мало кто стал бы его делать. Это же какой труд - каждое слово со словарём проверить! А, вдруг, кто-то перетрудится в 12 лет? И вообще, в этом возрасте есть дела куда поинтереснее. Также, отсутствовало задание: "Переведите каждое незнакомое слово". Это, уж, вообще-самый настоящий вызов и беспредел. Короче, ребёнок текст глазами пробежал и решил, что он задание выполнил. Ну, не скажешь же: "А мы, в своё время, по три часа два абзаца переводили и никто не офигел". А очень хочется так сказать. Но лучше не надо, это не работает. Работают только конкретные примеры. Можно открыть любимый сайт ребёнка и начать читать, коверкая слова

Родители жалуются, что дети сейчас всё чаще делают задания по верхам и "на отвали". Есть задание, например: "Прочитайте текст". На английском, допустим. Они его и читают. Ну, и что, что они его через одно место читают и ни фига не понятно, какие слова они произносят. Не было же задания: "Отчитать по транскрипции каждое незнакомое слово". А даже если бы и было, мало кто стал бы его делать. Это же какой труд - каждое слово со словарём проверить! А, вдруг, кто-то перетрудится в 12 лет? И вообще, в этом возрасте есть дела куда поинтереснее.

Также, отсутствовало задание: "Переведите каждое незнакомое слово". Это, уж, вообще-самый настоящий вызов и беспредел. Короче, ребёнок текст глазами пробежал и решил, что он задание выполнил.

Ну, не скажешь же: "А мы, в своё время, по три часа два абзаца переводили и никто не офигел". А очень хочется так сказать. Но лучше не надо, это не работает.

Работают только конкретные примеры.

Можно открыть любимый сайт ребёнка и начать читать, коверкая слова. Мстить и макать его как котёнка в лужу, при этом, не надо. Просто небрежно заменяйте ударение, забывайте про согласование множественного числа и т.д. Это весело, между прочим. Я всегда дословно перевожу то, что студенты говорят на иностранном языке: "Приходи в друзей" или "две тарелка" или "мой друг думать купила одну джинсу". Им сразу становится понятно. Они так слышат, что они говорят.

Ещё можно найти любую работу, которую ребёнок делает скрупулёзно и методично. Мне очень понравилось, как одна мама объясняла своей дочке на примере бальных танцев, которыми занимается девочка: "Любое задание (по-русскому, по окружающему миру и т.д.) - это тренировка мышц. Сколько ты тренируешься? Каждый день. Сколько тренировок в месяц? Около 25. Тело запомнило, как делать это движение? Запомнило. Сколько ему потребовалось тренировок? 5, предположим. Сколько упражнений ты сделала на это правило? 2. Значит, высока вероятность, что ты его забудешь. Поэтому продолжаем делать упражнения по русскому языку и тренировать другие мышцы".

Меня в детстве заставляли перебирать гречку. Помните? В ней было много мусора. Нудятина же! Но зато как приятно есть разваренные зёрна без скрежетащих чёрных камушков на зубах! Приятно? Конечно! И это ребёнок делает сам. Меня, ясное дело, заставляли это делать, но я уверена, что каждый из нас на чём-то заморачивается потому, что это доставляет ему удовольствие. Я, например, люблю пить из бокалов, на которых нет подтёков. Именно потому, что я это люблю, мне совсем не влом самой вытирать их до блеска. Мне приятно, поэтому я это делаю. Меня никто не заставляет, я с удовольствием натираю их по доброй воле.

Можно пойти и по другому пути. Дети часто вылавливают из супа с рыбацким прицелом то, что они не любят - кто морковку, кто горошек. Морковка и горошек - это те упражнения, которые ПОКА не получаются. А что, если сварить с детьми исключительно их суп? Пусть в нём будет только то, что они любят! На мой взгляд, это не означает убрать препятствия. Это означает перенести фокус на удовольствие. Приготовить так, как им вкусно, прочитать так, как приятно слушать, зашить так, что приятно носить. Сделать вместе качественную работу от души. Они оценят и будут вспоминать любимый вкусный супчик, над которым пришлось потрудиться. Фокус на удовольствии, ради которого мы совершаем любую работу. Это удовольствие может быть совсем не очевидно в начале - морковка, например, всё испортила. Но в другом сочетании появился вкус. Он появился сразу? Нет. Он появился в процессе. Приятного вам процесса!