Бывшая позиция комплекса группового старта межконтинентальных баллистических ракет Р-16У шахтного базирования "Шексна-В" с печальной историей серии неудачных пусков, в следствии которых комплекс был выведен из строя ещё до массового расформирования и подрыва аналогичных позиций.
Это был второй ракетный дивизион в составе 551-го ракетного полка 47-й ракетной дивизии 53-й ракетной армии РВСН, заступивший на боевое дежурство 29 апреля 1964 г. с названием "БСП-13" (13-я площадка).
Про уникальный подземный гарнизон этого дивизиона мы уже писали подробный пост, а сейчас немного истории самого полка.
Фото из группы служивших на этой позиции в Одноклассниках.
История создания 551-го ракетного полка берёт своё начало с июня 1960 г, когда в шести километрах от бывшего ЗАТО "Оловянная-4", ныне являющимся посёлком Ясная, в составе 124-й ракетной бригады был сформирован 551-й ракетный полк в.ч. 44201 с позывным "Графика".
В мае 1961 г. полк вошёл в состав 47-й ракетной дивизии, после чего началось возведение боевых стартовых позиций двух ракетных дивизионов с самыми большими в СССР серийными комплексами группового старта МБР шахтного базирования, вооружённых ракетами Р-16У.
Двухступенчатая ракета Р-16 (8К64) была принята на вооружение 15 июля 1963 г. и стала первой серийной советской межконтинентальной баллистической ракетой в группировке РВСН. Также это была первая советская ракета на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления, простоявшая на вооружении до 1977 г.
После появления первых шахтных пусковых установок была разработана унифицированная модификация ракеты Р-16 (8К64У), которая могла использоваться как в шахтной, так и в наземной позиции.
Стоявшие на вооружении ракеты оснащались отделяемыми моноблочными термоядерными головными частями мощностью заряда 3 и 6 мегатонн, которые ракеты могли доставлять на расстояния в 11 000-13 000 километров.
Первым 29 апреля 1964 г. под командованием полковника Панушева А. Ф. заступил на боевое дежурство второй дивизион на площадке "БСП-13", который спустя месяц был переформирован в сам 551-й ракетный полк, а достраивавшийся на тот момент первый дивизион был переформирован в 698-й ракетный полк, заступивший на боевое дежурство только через год в марте 1965 г. О нём мы тоже как-нибудь расскажем, а в этом посте рассмотрим второй дивизион.
В 1972 г. за безупречную службу полк был награжден Переходящим Знаменем Военного Совета 53-й ракетной армии.
По неподтверждённой информации комплекс произвёл первый учебный пуск ракеты лишь осенью 1965 г.
А с началом 1977 г. в полку начались неудачи, описанные в воспоминаниях одного из служивших в этом полку ракетчиков, найденных на форуме РВСН.
В январе 1977 г. при пуске ракеты первой стартовой группы изделие не вышло из шахты. Для выяснения причин выхода из строя и ремонта прибыла специально обученная группа с завода-производителя. Но во время проверки давления в баллонах произошёл взрыв, при котором погиб один гражданский специалист и ранен один из офицеров. Так выбыла из строя первая шахта комплекса.
Следом в конце января-начале февраля при попытке следующего учебного пуска из двух оставшихся стартовых групп, во второй шахте как по порядку, произошёл взрыв ракеты. Так у комплекса осталась всего одна работоспособная шахта, но не надолго...
В конце февраля-начале марта того же года при попытке очередного учебного пуска ракета в шахте третьей стартовой группы "приказала долго жить" и вывела из строя последнюю установку.
Такая вот печальная судьба сложилась у этого полка, где ШПУ были выведены из строя ещё до массового уничтожения подобных позиций устаревших к тому времени ракет.
После серии неудач приступили к демонтажу оборудования и взрывам оголовков шахт комплекса.
В октябре того же года полк сменил номер части на в.ч. 49518, получил новый позывной "Язычник", передислоцирован в позиционный район возле Дровяной.
Там личный состав полка приступил к переучиванию на новые ракетные комплексы РСД-10 "Пионер", после чего в 1980 г. полк вновь заступил на боевое дежурство с девятью ракетными комплексами но уже в составе 4-й ракетной дивизии РВСН. Но это уже совсем другая история.
Ну а теперь пройдёмся по позиции и посмотрим на то, что осталось от этого комплекса спустя сорок с лишним лет заброшенности.
Первая встреченная на пути подорванная шахта. Это был большой двухэтажный блок оголовка вокруг "стакана" шахты, который разметало взрывом. Сверху видны элементы огромной сдвижной толстенной железобетонной "крышки", которая защищала пусковую шахту с ракетой.
Так это выглядело, когда было целым.
Вниз шахты при взрыве обрушились куски бетона, а нижняя её часть затоплена. Ниже под водой находился газовый отражатель пускового стола, под которым располагался ещё три технических этажа, а общая глубина всей шахты составляла более сорока метров.
Для наглядности.
Рядом с шахтой остался такой столбик для установки теодолита.
Вторая взорванная шахта.
Здесь части "крышки" и вовсе от взрыва перевернуло вверх дном.
Эта шахта затоплена гораздо сильнее.
Третья шахта со взорванным двухэтажным блоком оголовка. Только вдумайтесь какой силы нужен взрыв, чтобы так раскидать оголовок, где одна только арматура толщиной сантиметров пять.
Но эта шахта вовсе затоплена под горлышко.
Вокруг по территории тут и там встречаются россыпи вентиляционных шахт таящегося под землёй комплекса.
Уничтоженный блок одного из двух хранилищ компонентов ракетного топлива между шахт. Он уничтожен на всех аналогичных позициях при демонтаже оборудования.
Ну а теперь пройдём ко входу в двухэтажный бункер командного пункта, соединённого длинными потернами с шахтами и хранилищами компонентов топлива. На входе когда-то была установлена толстенная защитная дверь весом около трёх тонн.
Так это выглядело.
Вниз под землю уходит семь лестничных маршей.
После спуска располагались тамбур-шлюзы с гермодверями, которые не сохранились до наших дней.
Хоть внутри и выпилен практически весь металл, сами помещения от взрывов пострадали не сильно и большую часть из них можно осмотреть.
Коридоры.
Залы с фундаментами.
На полу встретился единственный оставшийся противогаз ракетных войск ПРВ-У с защитой мембраны переговорного устройства от КР и температур.
На стенах тут и там встречаются лозунги и технические надписи, сделанные типичным для ранних РВСН набором трафаретных шрифтов.
В целом всё пусто. Практически весь металл отсюда был вывезен ещё до распада СССР.
Обрушенная лестница между этажами бункера.
С нижнего этажа есть выход в сеть двухэтажных потерн, проходящих вдоль всего комплекса с ответвлениями к различным блокам комплекса.
Пройдёмся по ним.
Переход из потерны в невзорванный блок компонентов ракетного топлива. На входе было установлено несколько гермодверей.
Часть блока разделена на два этажа с помещениями вентиляции и насосов.
Основной зал же занимали три больших цистерны, от которых остались лишь ложементы. Этот блок не был вскрыт. Само топливо и ёмкости просто распилили и вытащили на поверхность через шахту загрузки оборудования.
А потерны уходят всё дальше в темноту.
Поворот к оголовку ШПУ.
А так выглядят входы из потерны во взорванные блоки и "стаканы" шахт.
Поднимаемся обратно на поверхность.
Неподалёку от развилки с главной дороги и дороге к комплексу мы заметили ещё одно сооружение.
И конечно решили туда заглянуть.
Внутри остались ложементы от ещё двух ёмкостей, но что в них хранили непонятно, т.к. возле аналогичных позициях таких комплексов мы подобных сооружений более не встречали.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.