Найти тему
Prian

Рынок коммерческой недвижимости Германии после кризиса

Бум интереса к супермаркетам и охлаждение спроса на офисные помещения
Бум интереса к супермаркетам и охлаждение спроса на офисные помещения

Оригинал текста тут.

"Кризис негативно сказался на коммерческих объектах, ориентированных на большой поток людей и расположенных центре городов «большой семерки» – гостиницы, магазины, рестораны и кафе. Владельцы бизнесов были вынуждены закрыться и не могли оплачивать аренду. С другой стороны, правительство страны поддержало их на законодательном уровне. В итоге собственники помещений не могли расторгнуть с ними договор на основание неуплаты.

Пострадала и в ближайшее время ещё будет испытывать на себе последствия «вирусного кризиса» – офисная недвижимость. Несмотря на то, что компании возобновляют свою оффлайн-работу, тем не менее в этом сегменте ожидается снижение спроса, арендных ставок и в перспективе стоимости квадратного метра. Причин несколько.

Рынок только раскачивается, арендаторы ещё не получают должного размера прибыль и просят уменьшить ренту.  Есть и те, кто оценил плюсы удалённой работы и возвращаться в офисные пространства не планирует. Поэтому, скорее всего, многие помещения будут пустовать. Но, подчеркну, на текущий момент снижения цен не происходит. Пока это только прогноз. Тем не менее многие инвесторы заняли выжидательную позицию.

Неожиданно увеличился рост аренды жилья. По состоянию на начало лета на 63%! В городах очень много приезжих, которые на время карантина остались в Германии и были вынуждены арендовать жильё, потому что отели и общежития были закрыты. Но это был временный всплеск, который уже сходит на нет.

Если говорить про торговый ритейл, этот сегмент один из немногих, который работал во время карантина, получая прибыль и оплачивая все свои счета. Поэтому сегодня продуктовые супермаркеты с крупными арендаторами с долгим договором аренды очень популярны у инвесторов.

-2

К слову, интерес российских покупателей из крупных городов, как правило, сосредоточен на центральных локациях Берлина, Штутгарта, Мюнхена и т.д. Но ограниченный бюджет – от €1,5 до 3 млн – не позволяет им там найти желаемый объект. Таких предложений практически нет, а те, что есть стоят от €5 млн. При этом переориентироваться на небольшие города с населением от 10 тыс. человек нашему инвестору очень сложно. А это те локации, куда вкладывают деньги местные.

Что будет происходить на рынке в ближайшие месяцы? Безусловно, сложно решиться на покупку дорогого объекта удалённо. Но нужно понимать, что предложений не становится больше. Сейчас надо быть более активным и если что-то понравилось, покупать. Ждать, когда появится ещё пять или десять подобных вариантов не стоит. Ситуация, когда можно будет выбирать, маловероятна".

Мнение Майи Минолис, директора московского офиса Trust Contact

Подписывайтесь на наш канал!