Все мы любим побаловать себя и родных различными покупками: косметикой, нарядами, различными гаджетами, посудой и прочим.
К сожалению, нередко случаются неприятные ситуации, когда в процессе надлежащей эксплуатации в приобретённом нами товаре обнаруживается брак, недостаток. В этом случае покупатель обычно обращается к продавцу для выяснения данной проблемы и, конечно, надеется, что ему без проблем обменяют товар, либо вернут денежные средства, уплаченные за приобретённый товар.
Продавцы, к великому сожалению, не всегда идут на уступки и зачастую отказывают покупателям в законных требованиях потребителя, ссылаясь на то, что поломка произошла уже после приобретения товара и по вине потребителя.
В таком случае потребителю следует написать претензию с требованиями на возврат товара (или с иными требованиями, указанными в ст. 18 Закона "О защите прав потребителей": произвести обмен на товар надлежащего качества, устранить недостатки товара, произвести уменьшение покупной цены). Укажите, кому адресована претензия, официальное наименование фирмы, либо ИП, адрес, телефон, а также свои данные с номером телефона. в претензии подробно опишите ситуацию, когда и где Вы приобрели товар. А также опишите недостаток и когда именно он проявился. Также опишите действия продавца, если до этого Вы в устной форме обращались со своими требованиями.
На основании ст. 19 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Если между продавцом и покупателем случается спор о возникновении недостатков (ка) товара, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, или уполномоченный индивидуальный предприниматель (импортёр) обязаны провести экспертизу товара за свой счёт. Сроки проведения экспертизы не должны превышать двадцати дней со дня предъявления претензии потребителя.
Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение данной экспертизы в судебном порядке.
Потребитель также имеет право указать в претензии, что в случае отказа от его законных требований имеет намерение обратиться в суд, где будет требовать компенсации морального вреда, штрафа за каждый день просрочки выполнений требования потребителя и штрафа в размере 50% от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя.
Покупатель может передать претензию в магазин лично, либо отослать по почте с уведомлением и описью вложений.
Если в течение десяти дней продавец отказывает потребителю в его требованиях, или не отвечает на претензию, не звонит, потребитель имеет право отнести исковое заявление в суд.
В отношении технически сложного товара действует немного другие правила. Его можно вернуть продавцу, либо потребовать обмена только в течение 14 дней с момента покупки, либо в случае:
- Обнаружения существенного недостатка товара;
- Нарушения установленных Законом "О защите прав потребителей" сроков устранения недостатков товара";
- Невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
В противном случае возможен только ремонт товара.
Потребителем, в соответствии с Законом от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранён без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.