Раннее июльское утро, станция Сортавала приятно встречает нас своими сочными летними красками и привокзальной ухоженностью.
Самый разгар моего отпуска, чем не повод вновь прокатиться в Карелии на роскошном "Рускеальском экспрессе", наслаждаясь красотами многочисленных озёр, затерянных посреди густых лесных массивов и выхода скал?
Вот уже ровно год прошёл с момента запуска фирменного поезда "Рускеальский экспресс", следующего по маршруту Сортавала - Горный Парк Рускеала. Этот поезд уже успел сильно нашуметь и стать довольно успешным коммерческим проектом, привлекающим к себе внимание тысячи туристов. Поэтому мне было особенно интересно в очередной раз проехаться на нём и оценить уровень комфорта и сервиса.
Мы заранее приобрели через приложение "РЖД пассажирам" билеты на рейс Москва-Сортавала-Рускеала и приехали в назначенное время на станцию Сортавала - эдакий сегодня настоящий паровозный край или заповедник. Да-да именно так, поскольку здесь на этой станции одновременно можно увидеть своими глазами три, а то и четыре живых паровоза, причём разных серий. Ещё на подъезде к станции у депо нами был замечен товарный паровоз серии СО (Серго Орджоникидзе).
А рядом с вокзалом мирно "дремали" на горячем простое ещё два ветерана стальных магистралей: легенда пассажирского движения времён паровозной эры - мощный паровоз серии П36, прозванный в народе "Генералом" за характерную раскраску и настоящий трудяга военных лет - паровоз серии Э. А где-то ещё спряталась и "Лебедянка" - паровоз серии Л. Одно время здесь ещё трудилась нарядная глянцевая "Сушка" в ярко-зелёной ливрее - пассажирский паровоз серии Су (Сормовский усиленный) приписки СПб-Финляндский ТЧЭ-12.
В паровозном краю на станции Сортавала сегодня есть абсолютно всё для жизнеобеспечения этих машин прошлого: поворотный круг возле депо, водонапорная башня и гидравлические колонки для заправки водой, а также грейферный кран на жд ходу для экипировки тендеров машин углём.
Так кто же из них сегодня потащит "Рускельский экспресс" с прицепными беспересадочными вагонами из самой Москвы до Горного Парка в Рускеала? Делаем ставки дамы и господа...
Но каково же было моё откровенно мягко говоря удивление, когда под состав стал заходить вовсе не паровоз, а... односекционная "Машка" (тепловоз серии ДМ62).
Что? А где же обещанный нам паровоз? Это же ретро-поезд в конце концов и об этом ни слова нигде не было сказано на сайте РЖД...
В прошлую мою поездку на "Рускеальском экспрессе" отправление этого поезда из Сортавала выглядело куда более антуражно и презентабельно. Вот так.
Но ничего уже не поделаешь, отменять поездку не было никакого смысла. Рускеала с её великолепными красотами Горного Парка ждала нас впереди. Досадная конечно ситуация, но на мой взгляд не смертельная. Мой коллега по Яндекс Дзен Кирилл Балберов уже успел опередить меня и сделал не так давно публикацию об этой неприятной ситуации на своём канале 1520, разбирая её в деталях. Кому интересны подробности - переходите по ссылке на его канал.
А я вам с удовольствием расскажу о том, что же было дальше. Все наши неудобства и неприятности на этом моменте слава Богу закончились.
Запрыгнув в поезд, мы оказались в объятьях купейного вагона "Рускеальского экспресса" - тот самый классический "Ammendorf" с приятной стилизацией под старину буквально всех вплоть до мелочей деталей интерьера. Даже информационные таблички выполнены специальным шрифтом.
Купе вагонов наполнено жесткими скамьями в тёмно-изумрудных тонах (отмечу, что откидных полок нет, купе рассчитано на 2 спальных места или 6 сидячих), также как и шторы на окнах. Стены купе украшены интересными старинными фотографиями в рамках, а стол выполнен вот таким вот оригинальным образом в виде карты Финляндских железных дорог.
Но здесь мне уже не так интересно, я это всё уже видел в предыдущей своей поездке в Карелию. Поэтому даже не присев в купе мы отправились прямиком в вагон-ресторан.
Удивительно, но в это время он оказался абсолютно пустой, кроме обслуживающего персонала ни души.
Следовать до конечной платформы в Рускеала от Сортавала нам совсем недолго. Всего 45 минут времени в пути и мы будем на месте. Но этого вполне достаточно чтобы успеть позавтракать в такой интересной атмосфере, наслаждаясь мелькающими карельскими пейзажами за окном.
Возьмём в руки меню и ознакомимся с тем, что вкусненького нам могут здесь предложить покушать:
На завтрак предлагается каша и блинчики, традиционные карельские пирожки ("калитки"), несколько первых блюд (в том числе и уха по-карельски со сливками), горячие блюда, десерт и безалкогольные напитки.
А вот за барной стойкой вагона-ресторана моё внимание неожиданно привлёк вот такой красивый ящик.
Это набор из трёх бутылок карельской сладкой настойки на дикорастущих ягодах: брусника, морошка и клюква в фирменной упаковке с логотипом "Рускеальского экспресса" и Горного Парка Рускеала. Надо брать! Тем более на прилавке он остался последний. Отличный подарок и сувенир, который уехал с нами домой на Селигер. Одним словом зачёт!
Позднее в самом городе Сортавала мы нашли фирменный магазин где можно приобрести различный алкоголь, произведённый в Карелии - различные виды настоек и бальзамов по более привлекательной цене чем в поезде.
Он оказался единственным во всём городе.
Я немого увлёкся и отошёл от главной нашей темы публикации, но ничего страшного. Вернёмся в Горный Парк, куда нас притащил "ракетовоз" - односекционный тепловоз серии ДМ62 с поездом №925.
Вёл тепловоз состав кстати очень плавно и аккуратно, мне как профессиональному железнодорожнику есть с чем сравнить. Не зря же эти машины служили ранее в ракетных войсках, таская за собой ядерный щит страны. Да и локомотивной бригаде тоже респект!
Описывать Горный Парк Рускеала в этой публикации я не вижу смысла, это большая тема для отдельного разговора. Ограничусь лишь несколькими потрясающими видами из знаменитого Мраморного каньона.
Вдоволь нагулявшись по тропам и подземельям Горного Парка в Рускеала, вечером возвращаемся обратно на жд платформу. И тут, оба на! Да это же "Генерал"!
№921 поезд в отличии от №925 как и положено прибыл в Горный Парк под паровозом, да ещё и с таким нарядным красавцем как П36. Ох как хотелось бы под таким проехать с "Рускеальским экспрессом", хотя мне в жизни уже доводилось участвовать в покатушках под П36 на 25-летие ВОЛЖД в 2015г.
Обратные билеты из парка у нас были куплены отправлением на 17:30. Есть рейс и позднее в 18:50 на беспересадочные вагоны до Москвы. Но и этого проведённого времени в Рускеала нам оказалось более чем. Да и хотелось хотя бы обратный путь до Сортавала проделать всё же под машиной прошлого - паровозом.
Под конец прогулки мы здорово устали и уже не знали чем себя можно ещё занять. Нужно было где-то посидеть передохнуть и заодно перекусить. И тут нам очень повезло. В ожидающем отправление "Рускеальском экспрессе" работал вагон-ресторна. Это очень здорово! Причём интерьер обновленного вагона-ресторана нас приятно поразил своим великолепием. Смотрите всё своими глазами.
Люди, курирующие проект фирменный поезд "Рускеальский экспресс", во время карантина из-за пандемии COVID19 не сидели на месте сложа руки, пока поезд был отменён и придумали этот новый классный вагон-ресторан, выполненный в стиле конца XIX века. Винтажная мебель, пианино и прочие элементы внутреннего убранства интерьера действительно погружают пассажиров в атмосферу былой старины.
По выходным дням недели в субботу и воскресенье пассажиры могут насладиться живой классической музыкой. Послушаем как играют на пианино в "Рускеальском экспрессе"?
И всю эту красоту мы также как и паровоз могли бы пропустить и не увидеть, если бы отправились обратно из Горного Парка позже на беспересадочных вагонах до Москвы.
На деле получается какой-то неполноценный тур из Москвы для пассажиров беспересадочных вагонов: поезд идёт от Сортавалы до Горного Парка не под паровозом, а тепловозом это раз. И второе, состав поезда курсирует с прежним совсем не винтажным вагоном-рестораном. И в третьих, бесплатный чай, как это бывает обычно в вагонах "Рускеальского экспресса" с поездами №921/922, нам увы не предлагали. Это действительно обидно и сильно огорчает.
Поэтому мой совет для пассажиров желающих приехать на "Рускеальском экспрессе" в Горный Парк - выбирайте для путешествия поезда с номерами №921 и №922 чтобы ни в чём себе не отказывать.
В поездах под номерами №925/926 всего этого вы не увидите, а самое главное и не почувствуете всю атмосферу и дух старины. Хотя пассажирам из столицы однозначно будет более удобно путешествовать на беспересадочных вагонах.
Возможно в будущем организаторы исправят эту несправедливую ситуацию, обратив внимание на публикации об этой проблеме, сделанные на моём канале, а также 1520.
За №922 поездом как и положено пришёл паровоз - "Эшка" приписанный к Московской жд. Товарный паровоз серии Эр средний мощности. Не "Генерал" конечно, но тем не менее это же паровая тяга со своими особенностями и неповторимой харизмой!
Паровоз следовал с "Рускеальским экспрессом" от Горного Парка до Сортавала за 1 час 5 минут, тогда как под тепловозом поезд шёл гораздо быстрее - всего за 45 минут. Вот это и должно было меня насторожить при выборе билетов, чтобы не попасть в "рускеальскую ловушку"от РЖД.
P.S. Наконец-то я вернулся на Дзен и буду как и прежде радовать своих старых и новых читателей. Следите за новыми публикациями на моём канале и удачи!
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram