Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

"Рускеальский экспресс": вместо паровоза пришёл тепловоз, вагон-ресторан "старого" образца и не было как обычно бесплатного чая

Раннее июльское утро, станция Сортавала приятно встречает нас своими сочными летними красками и привокзальной ухоженностью.

"Ах лето красное...!" Фото: Алексей Алексеев
"Ах лето красное...!" Фото: Алексей Алексеев

Самый разгар моего отпуска, чем не повод вновь прокатиться в Карелии на роскошном "Рускеальском экспрессе", наслаждаясь красотами многочисленных озёр, затерянных посреди густых лесных массивов и выхода скал?

-2

Вот уже ровно год прошёл с момента запуска фирменного поезда "Рускеальский экспресс", следующего по маршруту Сортавала - Горный Парк Рускеала. Этот поезд уже успел сильно нашуметь и стать довольно успешным коммерческим проектом, привлекающим к себе внимание тысячи туристов. Поэтому мне было особенно интересно в очередной раз проехаться на нём и оценить уровень комфорта и сервиса.

Информация о движении ретро-поездов от станции Сортавала до Горного Парка. Обратите внимание на время в пути поездов №925 и 921. Вот эта разница времени в пути следования и должна была меня насторожить.
Информация о движении ретро-поездов от станции Сортавала до Горного Парка. Обратите внимание на время в пути поездов №925 и 921. Вот эта разница времени в пути следования и должна была меня насторожить.

Мы заранее приобрели через приложение "РЖД пассажирам" билеты на рейс Москва-Сортавала-Рускеала и приехали в назначенное время на станцию Сортавала - эдакий сегодня настоящий паровозный край или заповедник. Да-да именно так, поскольку здесь на этой станции одновременно можно увидеть своими глазами три, а то и четыре живых паровоза, причём разных серий. Ещё на подъезде к станции у депо нами был замечен товарный паровоз серии СО (Серго Орджоникидзе).

Грузопассажирский универсальный тепловоз серии ДМ62 и товарный паровоз серии СО18 у депо в Сортавала. У меня какое-то нехорошее предчувствие... Фото: Алексей Алексеев
Грузопассажирский универсальный тепловоз серии ДМ62 и товарный паровоз серии СО18 у депо в Сортавала. У меня какое-то нехорошее предчувствие... Фото: Алексей Алексеев

А рядом с вокзалом мирно "дремали" на горячем простое ещё два ветерана стальных магистралей: легенда пассажирского движения времён паровозной эры - мощный паровоз серии П36, прозванный в народе "Генералом" за характерную раскраску и настоящий трудяга военных лет - паровоз серии Э. А где-то ещё спряталась и "Лебедянка" - паровоз серии Л. Одно время здесь ещё трудилась нарядная глянцевая "Сушка" в ярко-зелёной ливрее - пассажирский паровоз серии Су (Сормовский усиленный) приписки СПб-Финляндский ТЧЭ-12.

Паровозы серии П36 и Э на станции Сортавала. Июль 2020. Фото: Алексей Алексеев
Паровозы серии П36 и Э на станции Сортавала. Июль 2020. Фото: Алексей Алексеев

В паровозном краю на станции Сортавала сегодня есть абсолютно всё для жизнеобеспечения этих машин прошлого: поворотный круг возле депо, водонапорная башня и гидравлические колонки для заправки водой, а также грейферный кран на жд ходу для экипировки тендеров машин углём.

Все паровозы что трудятся в Сортавала отапливаются исключительно углём. Никакого мазута и форсунок, только лопата в помощь локомотивной бригаде да в некоторых случаях стокер (механический углеподатчик). Сентябрь 2019. Фото: Алексей Алексеев
Все паровозы что трудятся в Сортавала отапливаются исключительно углём. Никакого мазута и форсунок, только лопата в помощь локомотивной бригаде да в некоторых случаях стокер (механический углеподатчик). Сентябрь 2019. Фото: Алексей Алексеев

Так кто же из них сегодня потащит "Рускельский экспресс" с прицепными беспересадочными вагонами из самой Москвы до Горного Парка в Рускеала? Делаем ставки дамы и господа...

Но каково же было моё откровенно мягко говоря удивление, когда под состав стал заходить вовсе не паровоз, а... односекционная "Машка" (тепловоз серии ДМ62).

Тепловоз серии ДМ62 с бортовым номером 1741. Одна из тех легендарных машин, работавших в своё время с БЖРК (боевыми железнодорожными ракетными комплексами). Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз серии ДМ62 с бортовым номером 1741. Одна из тех легендарных машин, работавших в своё время с БЖРК (боевыми железнодорожными ракетными комплексами). Фото: Алексей Алексеев

Что? А где же обещанный нам паровоз? Это же ретро-поезд в конце концов и об этом ни слова нигде не было сказано на сайте РЖД...

Маршрутная доска на одном из беспересадочных вагонов "Рускеальского экспресса", следующих прямиком из столицы. Если бы на ней значилось Сортавала-Рускеала, то в этом случае пришёл за нами действительно паровоз. Фото: Алексей Алексеев
Маршрутная доска на одном из беспересадочных вагонов "Рускеальского экспресса", следующих прямиком из столицы. Если бы на ней значилось Сортавала-Рускеала, то в этом случае пришёл за нами действительно паровоз. Фото: Алексей Алексеев

В прошлую мою поездку на "Рускеальском экспрессе" отправление этого поезда из Сортавала выглядело куда более антуражно и презентабельно. Вот так.

Паровоз серии СО (Серго Орджоникидзе), запряженный под фирменный ретро-поезд "Рускеальский экспресс". Сентябрь 2019. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии СО (Серго Орджоникидзе), запряженный под фирменный ретро-поезд "Рускеальский экспресс". Сентябрь 2019. Фото: Алексей Алексеев

Но ничего уже не поделаешь, отменять поездку не было никакого смысла. Рускеала с её великолепными красотами Горного Парка ждала нас впереди. Досадная конечно ситуация, но на мой взгляд не смертельная. Мой коллега по Яндекс Дзен Кирилл Балберов уже успел опередить меня и сделал не так давно публикацию об этой неприятной ситуации на своём канале 1520, разбирая её в деталях. Кому интересны подробности - переходите по ссылке на его канал.

Тепловоз серии ДМ62-1741 следует с фирменным поездом N925 "Рускеальский экспресс" по маршруту Сортавала-Горный Парк. Фото: Александр Киселёв
Тепловоз серии ДМ62-1741 следует с фирменным поездом N925 "Рускеальский экспресс" по маршруту Сортавала-Горный Парк. Фото: Александр Киселёв

А я вам с удовольствием расскажу о том, что же было дальше. Все наши неудобства и неприятности на этом моменте слава Богу закончились.

Интерьер прохода в одном из купейных беспересадочных вагонов "Рускеальского экспресса", следующего из Москвы. Всё хорошо, но электронные табло портят общее впечатление и смотрятся здесь лишними. Фото: Алексей Алексеев
Интерьер прохода в одном из купейных беспересадочных вагонов "Рускеальского экспресса", следующего из Москвы. Всё хорошо, но электронные табло портят общее впечатление и смотрятся здесь лишними. Фото: Алексей Алексеев

Запрыгнув в поезд, мы оказались в объятьях купейного вагона "Рускеальского экспресса" - тот самый классический "Ammendorf" с приятной стилизацией под старину буквально всех вплоть до мелочей деталей интерьера. Даже информационные таблички выполнены специальным шрифтом.

Добро пожаловать в "Рускеальский экспресс"!
Добро пожаловать в "Рускеальский экспресс"!

Купе вагонов наполнено жесткими скамьями в тёмно-изумрудных тонах (отмечу, что откидных полок нет, купе рассчитано на 2 спальных места или 6 сидячих), также как и шторы на окнах. Стены купе украшены интересными старинными фотографиями в рамках, а стол выполнен вот таким вот оригинальным образом в виде карты Финляндских железных дорог.

Один из столиков в купе "Рускеальского экспресса". Фото: Алексей Алексеев
Один из столиков в купе "Рускеальского экспресса". Фото: Алексей Алексеев

Но здесь мне уже не так интересно, я это всё уже видел в предыдущей своей поездке в Карелию. Поэтому даже не присев в купе мы отправились прямиком в вагон-ресторан.

-14

Удивительно, но в это время он оказался абсолютно пустой, кроме обслуживающего персонала ни души.

Перед отправлением со станции Сортавала.
Перед отправлением со станции Сортавала.

Следовать до конечной платформы в Рускеала от Сортавала нам совсем недолго. Всего 45 минут времени в пути и мы будем на месте. Но этого вполне достаточно чтобы успеть позавтракать в такой интересной атмосфере, наслаждаясь мелькающими карельскими пейзажами за окном.

Возьмём в руки меню и ознакомимся с тем, что вкусненького нам могут здесь предложить покушать:

Выбор из меню вагона-ресторана не богат, без изысков и помещается на один разворот, но завтрак или полноценный обед может обеспечить вполне
Выбор из меню вагона-ресторана не богат, без изысков и помещается на один разворот, но завтрак или полноценный обед может обеспечить вполне

На завтрак предлагается каша и блинчики, традиционные карельские пирожки ("калитки"), несколько первых блюд (в том числе и уха по-карельски со сливками), горячие блюда, десерт и безалкогольные напитки.

А вот за барной стойкой вагона-ресторана моё внимание неожиданно привлёк вот такой красивый ящик.

-18

Это набор из трёх бутылок карельской сладкой настойки на дикорастущих ягодах: брусника, морошка и клюква в фирменной упаковке с логотипом "Рускеальского экспресса" и Горного Парка Рускеала. Надо брать! Тем более на прилавке он остался последний. Отличный подарок и сувенир, который уехал с нами домой на Селигер. Одним словом зачёт!

Позднее в самом городе Сортавала мы нашли фирменный магазин где можно приобрести различный алкоголь, произведённый в Карелии - различные виды настоек и бальзамов по более привлекательной цене чем в поезде.

Совмещённое кафе и алкомаркет "Дом Берга". Находится в г.Сортавала по адресу ул. Карельская, д.6. Фото: Алексей Алексеев
Совмещённое кафе и алкомаркет "Дом Берга". Находится в г.Сортавала по адресу ул. Карельская, д.6. Фото: Алексей Алексеев

Он оказался единственным во всём городе.

Литры Карелии на стелажах алкомаркета "Дом Берга" в виде различных алкогольных напитков. Фото: Алексей Алексеев
Литры Карелии на стелажах алкомаркета "Дом Берга" в виде различных алкогольных напитков. Фото: Алексей Алексеев

Я немого увлёкся и отошёл от главной нашей темы публикации, но ничего страшного. Вернёмся в Горный Парк, куда нас притащил "ракетовоз" - односекционный тепловоз серии ДМ62 с поездом №925.

ДМ62-1741 с фирменным поездом №925 "Рускеальский экспресс" прибыл на платформу Горный Парк в Рускеала. Июль 2020. Фото: Алексей Алексеев
ДМ62-1741 с фирменным поездом №925 "Рускеальский экспресс" прибыл на платформу Горный Парк в Рускеала. Июль 2020. Фото: Алексей Алексеев

Вёл тепловоз состав кстати очень плавно и аккуратно, мне как профессиональному железнодорожнику есть с чем сравнить. Не зря же эти машины служили ранее в ракетных войсках, таская за собой ядерный щит страны. Да и локомотивной бригаде тоже респект!

Описывать Горный Парк Рускеала в этой публикации я не вижу смысла, это большая тема для отдельного разговора. Ограничусь лишь несколькими потрясающими видами из знаменитого Мраморного каньона.

Вдоволь нагулявшись по тропам и подземельям Горного Парка в Рускеала, вечером возвращаемся обратно на жд платформу. И тут, оба на! Да это же "Генерал"!

Венец отечественного паровозостроения - пассажирский паровоз серии П36-0032 с фирменным поездом №921 "Рускеальский экспресс" у платформы Горный Парк в Рускеала. Июль 2020. Фото: Алексей Алексеев
Венец отечественного паровозостроения - пассажирский паровоз серии П36-0032 с фирменным поездом №921 "Рускеальский экспресс" у платформы Горный Парк в Рускеала. Июль 2020. Фото: Алексей Алексеев

№921 поезд в отличии от №925 как и положено прибыл в Горный Парк под паровозом, да ещё и с таким нарядным красавцем как П36. Ох как хотелось бы под таким проехать с "Рускеальским экспрессом", хотя мне в жизни уже доводилось участвовать в покатушках под П36 на 25-летие ВОЛЖД в 2015г.

Обратные билеты из парка у нас были куплены отправлением на 17:30. Есть рейс и позднее в 18:50 на беспересадочные вагоны до Москвы. Но и этого проведённого времени в Рускеала нам оказалось более чем. Да и хотелось хотя бы обратный путь до Сортавала проделать всё же под машиной прошлого - паровозом.

Под конец прогулки мы здорово устали и уже не знали чем себя можно ещё занять. Нужно было где-то посидеть передохнуть и заодно перекусить. И тут нам очень повезло. В ожидающем отправление "Рускеальском экспрессе" работал вагон-ресторна. Это очень здорово! Причём интерьер обновленного вагона-ресторана нас приятно поразил своим великолепием. Смотрите всё своими глазами.

Люди, курирующие проект фирменный поезд "Рускеальский экспресс", во время карантина из-за пандемии COVID19 не сидели на месте сложа руки, пока поезд был отменён и придумали этот новый классный вагон-ресторан, выполненный в стиле конца XIX века. Винтажная мебель, пианино и прочие элементы внутреннего убранства интерьера действительно погружают пассажиров в атмосферу былой старины.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

По выходным дням недели в субботу и воскресенье пассажиры могут насладиться живой классической музыкой. Послушаем как играют на пианино в "Рускеальском экспрессе"?

И всю эту красоту мы также как и паровоз могли бы пропустить и не увидеть, если бы отправились обратно из Горного Парка позже на беспересадочных вагонах до Москвы.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

На деле получается какой-то неполноценный тур из Москвы для пассажиров беспересадочных вагонов: поезд идёт от Сортавалы до Горного Парка не под паровозом, а тепловозом это раз. И второе, состав поезда курсирует с прежним совсем не винтажным вагоном-рестораном. И в третьих, бесплатный чай, как это бывает обычно в вагонах "Рускеальского экспресса" с поездами №921/922, нам увы не предлагали. Это действительно обидно и сильно огорчает.

Роскошные и удобные стулья за столиками обновлённого вагона-ресторана в "Рускеальском экспрессе". Фото: Алексей Алексеев
Роскошные и удобные стулья за столиками обновлённого вагона-ресторана в "Рускеальском экспрессе". Фото: Алексей Алексеев

Поэтому мой совет для пассажиров желающих приехать на "Рускеальском экспрессе" в Горный Парк - выбирайте для путешествия поезда с номерами №921 и №922 чтобы ни в чём себе не отказывать.

Маршрутная доска на одном из вагонов фирменного поезда №921/922 "Рускеальский экспресс". С таким  поездом однозначно пассажиров будет ожидать паровоз и обновлённый вагон-ресторан в старинном русском стиле конца XIX века. Фото: Алексей Алексеев
Маршрутная доска на одном из вагонов фирменного поезда №921/922 "Рускеальский экспресс". С таким поездом однозначно пассажиров будет ожидать паровоз и обновлённый вагон-ресторан в старинном русском стиле конца XIX века. Фото: Алексей Алексеев

В поездах под номерами №925/926 всего этого вы не увидите, а самое главное и не почувствуете всю атмосферу и дух старины. Хотя пассажирам из столицы однозначно будет более удобно путешествовать на беспересадочных вагонах.

Автор канала "Заповедная магистраль" собственной персоны за кружечкой "взвара"
Автор канала "Заповедная магистраль" собственной персоны за кружечкой "взвара"

Возможно в будущем организаторы исправят эту несправедливую ситуацию, обратив внимание на публикации об этой проблеме, сделанные на моём канале, а также 1520.

Кстати это тот самый "взвар" - горячий напиток на ягодах из малины и облепихи. Напиток не дешевый 200 руб. и не всем думаю понравится, но однозначно полезный. Газета"Рускеальсiй экспрессъ" для приятного времяпровождения в старинном стиле прилагается. Фото: Алексей Алексеев
Кстати это тот самый "взвар" - горячий напиток на ягодах из малины и облепихи. Напиток не дешевый 200 руб. и не всем думаю понравится, но однозначно полезный. Газета"Рускеальсiй экспрессъ" для приятного времяпровождения в старинном стиле прилагается. Фото: Алексей Алексеев

За №922 поездом как и положено пришёл паровоз - "Эшка" приписанный к Московской жд. Товарный паровоз серии Эр средний мощности. Не "Генерал" конечно, но тем не менее это же паровая тяга со своими особенностями и неповторимой харизмой!

Паровоз серии Эр №774 38 с поездом №922 Горный Парк - Сортавала перед отправлением из Рускеала. Июль 2020. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Эр №774 38 с поездом №922 Горный Парк - Сортавала перед отправлением из Рускеала. Июль 2020. Фото: Алексей Алексеев

Паровоз следовал с "Рускеальским экспрессом" от Горного Парка до Сортавала за 1 час 5 минут, тогда как под тепловозом поезд шёл гораздо быстрее - всего за 45 минут. Вот это и должно было меня насторожить при выборе билетов, чтобы не попасть в "рускеальскую ловушку"от РЖД.

P.S. Наконец-то я вернулся на Дзен и буду как и прежде радовать своих старых и новых читателей. Следите за новыми публикациями на моём канале и удачи!

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram