Флэшбек – это яркие, иногда обрывочные воспоминания героев о прошлом, которые имеют важное значение для раскрытия их внутреннего мира и психологического состояния. Для создания сильного эффекта и нагнетания саспенса авторы часто используют их в ключевые, кульминационные моменты, обостряя напряжение и интригуя читателей неожиданными гранями в характерах персонажей.
Так, например, Ф.М. Достоевский в романе «Идиот» описал короткие воспоминания князя Мышкина о его встречах с Рогожиным в период времени, который «выпал» из основного сюжета. Предчувствуя, что Рогожин из ревности попытается его убить, князь в болезненном и лихорадочном состоянии размышляет о своем друге-сопернике, и в его возбужденном мозгу возникло несколько эпизодов из их встреч, которые имели ключевое значение для понимания их отношений. Использование флэшбека в напряженные моменты повествования – самый простой способ для начинающих авторов заинтриговать читателей.
Спокойные флэшбеки лучше использовать в виде сна, поскольку именно такая форма способна удержать внимание читателей к тексту. Например, так поступил И.А. Гончаров в романе «Обломов»: ключевые факты биографии детства и юности главного героя он привел в его сновидении, которое своей яркостью и образностью возбуждает интерес ко всей истории. Впрочем, начинающему автору лучше выбрать для флэшбека какой-нибудь сильный, драматичный момент, который максимально обострит напряжение. Это могут быть воспоминания о несчастье или подсознательные переживания о прошлом горе, которые пробудят сочувствие и жалость к персонажам. Не сто́ит искусственно расписывать и растягивать такие флэшбеки: чтобы удержать внимание читателей, лучше их сделать короткими, но нервными и выразительными.
Следует отличать флэшбеки от рассказов героев о своем прошлом. Если персонаж удобно усаживается перед камином или костром и повествует о делах давно минувших дней, в которых принимал участие, то это скорее пространное художественное отступление, дополнительная, вернее, вспомогательная сюжетная линия, проливающая свет не столько на характер рассказчика, сколько на интригу произведения. Флэшбеки хороши тем, что они коротки, быстры и не до конца поняты как читателю, так и самому герою. Они хаотичны и часто прерывают повествование в самый неподходящий момент, но именно благодаря этому запоминаются читателю.