Почти всегда у нас есть выбор, на чём поехать. И поезд — не единственный вариант: есть самолёты (в том числе лоукостеры с ценами ниже, чем на ж/д билеты), есть автобусы, блаблакар, личные автомобили. Почему доля тех, кто выбирает поезда, падает?
1. Авиаперевозчики агрессивно сражаются за пассажиров, а РЖД — не всегда
У самолётов есть изначальное преимущество: время в пути. Но есть и существенные недостатки: стоимость билетов и ограничения по багажу. То есть, есть довольно много людей, которые без вариантов рванули бы на самолёт, если бы могли себе это позволить.
Поэтому низкие тарифы и агрессивные скидочные акции авиакомпаний так хорошо работают. Билеты по условной 1000–2000 рублей раскупают в считанные минуты, даже если дата полёта через полгода и больше.
К тому же билеты на самолёты легко искать: открываем Aviasales и погнали.
Скидки РЖД не так понятны, не так наглядны и не так известны.
2. Всё ещё сильны стереотипы, что поезд — это долго, душно и некомфортно
И вроде бы обновляют парк поездов, появляются дневные экспрессы, "Ласточки", местами — "Стрижи", "Сапсаны" и новенькие рельсовые автобусы. Они удобные, они с кондиционерами. Делают новые плацкартные вагоны, расширяют сеть двухэтажных купейных (хотя это спорно: они всё же дороже плацкартных)....
У всего этого есть одно большое НО: многие ездят на поезде только на юг в отпуск. А туда не ходят "Сапсаны", туда двое суток едешь с детьми и ещё полусотней таких же несчастных.
Судя по результатам опросов, наличие кондиционера и биотуалета воспринимается уже не как роскошь, а как необходимый минимум. А вот их отсутствие — как огромный минус. Вплоть до того, что пассажир может для себя вообще вычеркнуть поезда из рассматриваемых вариантов в будущем.
Важна ещё и стабильность комфорта. А сейчас при длительных стоянках вагоны остаются без кондиционера. По жаре это ощущается ужасно, честно говоря. Хорошо хоть биотуалеты не закрывают, в современных условиях это уже воспринималось бы как ад.
3. Людям нужна связь и нормальная еда — всегда
С этим проблемы во всех видах междугороднего транспорта. Но испытывать дискофморт несколько часов на самолёте проще, чем пару дней в поезде. Особенно если едешь с детьми. Зато в поезд проще брать еду и напитки с собой.
По пунктам:
- Доступ в интернет: в поездах в основном через свою личную симку, на автобусах тоже. В самолётах никак, зато быстро. Личное авто и блаблакар — связь тоже своя, но пассажир более самостоятелен во всём.
- Возможность нормально питаться: в поездах требуется прилагать усилия, но возможно. В самолётах сложнее или дороже, но недолго. Автобусы тут вообще проигрывают. Личное авто и блаблакар — выигрывают: можно брать еду с собой, можно останавливаться у кафе.
- Детская комната и другие условия для детей: а вот тут поезда выигрывают. Хотя почему детские комнаты есть не во всех южных поездах (и есть ли хоть в каких-то?) — для меня большая загадка.
- Дополнительные сервисы для поездки: тут что-то делают только железные дороги. Пока не во всех поездах, но во многих уже есть доступ к порталу "Попутчик": книги, аудиокниги, кино, мультики, полезное что-то можно изучить и т. п.
4. Нужна уверенность в том, в каких условиях поедешь
Над этим много работают, и в последнее время при покупке билета уже всё же хотя бы примерно понимаешь, на что можно рассчитывать. И то...
Слишком много моделей вагонов, и все они разных поколений.
На этом играют частные перевозчики и фирменные поезда: предсказуемый сервис.
В блаблакаре ты видишь марку и модель машины водителя. При покупке авиабилета — на каком самолёте полетишь. С автобусами, правда, плохо в этом плане, но тоже всё больше случаев, когда в расписании указана модель. С поездами это работает не всегда.
А итог — стереотип о том, что в поезде некомфортно. Он часто неверный, но чтобы люди так не думали, надо активнее с ними (с нами!) работать.
Что думаете об этом?