Т-90М безусловно простой и довольно прогрессивный танк, который станет будущим танкостроения России и её войск. Машина получилась весьма современной, довольно простой и что самое важно – востребованной. Но есть некоторые моменты, которые не замечают…
Производство.
Начнём с довольно простого факта, о котором может знать каждый. Это не скрывалось и даже контракт подразумевал такой шаг. Речь идёт о производстве Т-90М. Согласно первому контракту, в войска РФ должны были поставить около 30 боевых машин или танковую бригаду. Из всей бригады, всего треть машин абсолютно новые, а остальные – модернизированные Т-90А.
Но куда важнее не то, что танки не новые, а то, как их обновили… Башня у Т-90М отличается от Т-90А, причём весьма серьёзно. Полностью меняется основная конструкция. У неё большие углы наклона, меньше маска орудия, больший габарит для композитной брони и сама конструкция более вытянутая. В заготовку не входит забашенная ниша. Она представлена отдельным модулем.
Из выше сказанного, можно предположить, что совершенно новые Т-90М могут обладать более совершенной бронёй корпуса, но точных данных нет. Возможно это не так и корпус один в один повторяет Т-90А, кроме некоторых мелких деталей, которые меняют при апгрейде уже имеющихся единиц техники.
Кормовая ниша.
Проблема не в том, что она представлена модулем, не в её роли или весе, размере, не в том, что она вообще есть и даже не в риске для танка в целом. Проблема в том, что она может не пригодится в реальных условиях.
Автомат заряжания в корпусе остался прежним… Это карусельный транспортёр с электротягой и горизонтальным расположением снарядов и зарядов. Дело даже не в дополнительной защите. Как показывает практика, танку и 22 снаряда бывает много. Вспомним тот же Т-72, который раньше взрывался от любого «чиха» в борт. Сейчас такого нет… Причина оказалась не в автомате заряжания, а местах не автоматизированного хранения. Когда российские инструкторы объяснили, что дополнительные снаряды брать незачем, шанс уничтожения танка серьёзно снизился.
Разумеется, в Т-90М нет дополнительных мест хранения снарядов в корпусе – их заменила кормовая ниша. Вопрос в том, а понадобятся ли те 10 боеприпасов? Танк без стабильного снабжения и обслуживания «мёртвый груз», так что снарядов в автомате заряжания должно хватить в любом реальном случае. Исключения – манёвренные и длительные оборонительные бои, где от танка может требоваться автономность и сроки пополнения или обслуживания не известны. В остальном, экипаж может использовать кормовую нишу как угодно…
Двигатель.
Т-90М имеет традиционный для машин советской школы двигатель семейства В-2. Это В-92С2Ф… Мощность равняется 1 130 лошадям, но это далеко не придел, который можно использовать в Т-90М.
Наверняка, многие знают о таком прототипе, как Объект 187. Это проект танка Т-90, который так и не запустили в серию. Он в самом начале должен был получить сварную пятиугольную башню, улучшенное 125 мм орудие и СУО для него, увеличенный габарит лобовой брони корпуса с новым композитом и конечно же – обновлённый силовой агрегат. Испытывались несколько вариантов – имеющийся тогда В-84, перспективную модернизацию по типу нынешнего В-92, ГТД-1 250 и X-образный А-85-2. Это предок нынешнего перспективного 12Н360, который хотят поставить в машины на платформе «Армата», но агрегат имеет ряд проблем.
Начнём с того, что X-образные моторы имеют много сходств с двигателями семейства В-2 и фактически являются своеобразной спаркой. По не подтверждённым данным, агрегат имеет проблемы с перегревом при сохранении системы охлаждения, проблемы с коленчатым и газораспределительными валами, подачей топлива и масла из-за особенностей расположения цилиндров. Мощность двигателя в нынешнем варианте – 1 200-1 300 лошадиных сил. В перспективе, его можно форсировать до 1 500, а по заявлениям создателей и до 1 800 л.с. Насколько это правда сказать сложно.
Так вот – Объект 187 не требовал радикальных изменений кормы корпуса обычного Т-72\Т-90. Главный вопрос заключался в двух выхлопных патрубках по разные борта и самой системе охлаждения, которая требовала больше места. Эти изменения вносятся довольно просто, но общие проблемы агрегата мешают реализации.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.