Ежедневно в мире пропадают люди. #Исчезновение одних проходит незаметно, другие пропадают при загадочных обстоятельствах и случай привлекает внимание СМИ, либо родственники проявляют большую активность в поисках так, что исчезновение становится общеизвестным, к поискам подключаются волонтеры и просто неравнодушные люди. Часто исчезнувших не находят, но в некоторых случаях даже обнаружение тела пропавшего без вести не дает ответа на вопрос «что произошло». Здесь 3 #фильма о внезапных исчезновениях, в которых режиссеры пытаются найти возможные объяснения случившегося.
1. Исчезновение (The Vanishing), 2018, Великобритания.
Режиссер Кристоффер Нюхольм решил представить свою версию загадочного исчезновения троих смотрителей маяка на острове Эйлин Мор шотландского архипелага Фланнан. Джеймс, Томас и Дональд бесследно пропали в декабре 1900 года, найти тела или какие-либо свидетельства того, что именно произошло на маяке, так и не удалось, а исчезновение смотрителей по-прежнему остается без ответа и представляет собой один из самых таинственных и обсуждаемых случаев внезапной пропажи людей без видимых причин.
В фильме краеугольным камнем становится золото, найденное мужчинами, и попытки его разделить. Деньги, возможность обогатиться – одна из основных причин как для конструктивных, так и для преступных действий человека, и версия Нюхольма не более неправдоподобна, чем множество других. Тем более что правду о тех событиях мы, вероятно, никогда не узнаем.
Но что мы о тех событиях знаем наверняка: первый сигнал о том, что на маяке не все в порядке поступил с судна «Арктор» 15 декабря 1900 года. Команда парохода сообщила, что маяк не работает. Из-за плохих погодных условий с большой земли на Эйлин Мор люди смогли попасть только 26 декабря. Когда группа высадилась на остров, там все было как обычно, вот только троих смотрителей на маяке и вообще на острове не оказалось. Из необычного – лишь один непромокаемый плащ на месте, два других исчезли, и неоднозначные записи в журнале маяка: заметка о крайне плохой погоде (хотя в округе никаких особенно сложных метеоусловий замечено не было), о нестабильном, подавленном состоянии одного из смотрителей (чего за ним ранее никогда не наблюдалось), и финальная «Шторм закончился, море спокойно. Господь над нами». Находки, оставляющие больше вопросов, чем ответов, и нисколько не приближающие к пониманию, что же произошло на Эйлин Мор.
2. Орудие смерти / Дети… (Aideul...), 2011, Южная Корея.
В том же 1991 году, когда был похищен 9-летний Ли Хён Хо, Южную Корею потрясла еще одна #трагедия с участием детей. 26 марта 5 друзей-мальчишек пошли гулять на гору, где они обычно собирали лягушек, и не вернулись. Ребят искали всем миром, их фотографии были опубликованы везде, где только можно, но поиски по горячим следам не увенчались успехом.
Спустя 20 лет после трагических событий Ли Гю-ман снял фильм по истории «лягушачьих мальчиков». Поскольку случай был очень резонансным и привлек к участию многих специалистов и псевдоспециалистов, фильм получился столь же многослойным и включающим несколько линий: работу полиции, горе родителей, деятельность журналистов, версии ученых. Ли Гю-ман отходит от следования реальным событиям лишь в объяснении случившегося (хотя кто знает – преступление по-прежнему не раскрыто и, возможно, режиссер как раз и прав) – он выдвигает версию с #маньяком, которая имеет право на жизнь, а актер в роли преступника создает впечатляющий и яркий образ.
В действительности же, несмотря на то, что мальчиков усиленно искали и прочесывали близлежащую местность миллиметр за миллиметром, именно в овраге на склоне горы, куда ребята отправились в последний раз, останки их тел и нашли в сентябре 2002 года. Исходя из состояния останков и тщательного осмотра территории во время поисков, было высказано предположение, что тела переместили в овраг позднее. Казалось бы, это должно указывать на то, что преступник – кто-то их местных жителей, кто-то, кто хорошо ориентируется в обстановке и имеет возможность свободно передвигаться по округе, не вызывая подозрений. Следовательно, круг подозреваемых может быть хоть сколько-нибудь ограничен и определен. Однако эта информация не помогла в установлении личности убийцы (или убийц), а исчезновение и смерть «лягушачьих мальчиков» так и остается загадкой и огромной трагедией.
3. Истина в небесах (La verità sta in cielo), 2016, Италия.
22 июня 1983 года 15-летняя Эмануэла Орланди возвращалась с урока музыки. Последний раз ее видели на автобусной остановке в центре Рима. После этого девушка исчезла без следа. Несмотря на то, что в Италии число сбегающих из дома подростков велико, случай Эмануэлы привлек к себе внимание не кого-нибудь, а Папы Римского. Этот факт впоследствии стал почвой для одной из широко распространенных версий пропажи девушки.
Фильм «Истина в небесах» режиссера Роберто Фаэнцы, впрочем, рассказывает о другом варианте возможных событий, а именно – похищении девушки членами группировки «Банда делла Малиана», которая как раз в эти годы была активна в Риме. Версия, которую избрал для освещения Фаэнца, строится на показаниях Сабрины Минарди, бывшей любовницы одного из лидеров «Банда делла Малиана». С ее слов, Эмануэлу похитили, держали в заложниках, а потом убили.
В эту версию можно верить или нет, но нельзя не отметить, что большинство теорий о судьбе Эмануэлы довольно масштабные, с размахом. Одни верят в версию с бандой, другие считают, что понтифик не зря упомянул в свое время об исчезновении девушки и возможно, к ее пропаже причастны служители римско-католической церкви, третьи находят шпионский след, а кто-то приводит доказательства того, что девушка была убита практически сразу после исчезновения. Тем не менее, эта история по-прежнему актуальна, и семью Орланди все так же терзают разномастные «свидетели», которые «видели» Эмануэлу, «знают», где она. Последняя анонимка, в частности, указывала на то, что девушка похоронена в гробнице принцесс на территории Ватикана, после чего была организована эксгумация. Результаты оказались шокирующими: в указанных могилах не то что останков Эмануэлы, вообще никаких останков обнаружено не было.