Сначала ответим на вопрос: "Вы уверены, что ему это нужно?". Следующий вопрос: "Кто должен приучать к чтению и почему именно он?". Если мы будем с собой честны, решение проблемы сложится само, как умный пазл.
Уму или сердцу?
Почему мы это делаем - читаем художественную литературу? Есть такое слово - "начитанность". Вот этот субъект был ли начитанным?
... Он знал довольно по латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей...
... Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита...
Вполне. Недаром "Свет решил, что он умен и очень мил". Но вот беда: Онегин оказался эмоционально тупым человеком, за что и поплатился, когда пришла за ним его судьбе "в малиновом берете". Ан поздно - поезд ушел.
Вывод № 1. Читать художественную литературу нужно не для того, чтобы подсветить себя в глазах окружающих, понравиться им, произвести впечатление. Этот эффект недолговечен, его ценность обманчива. Литература - фонарик, направленный внутрь себя. Его свет будит наши чувства, желания, воображение. Не окажись Онегин халтурщиком, чей читательский багаж предназначался исключительно для поддержания светских бесед, он мог бы стать счастливым человеком. Парадокс: литература не утилитарна, но при этом она обогащает.
Если это свойство литературы для вас несущественно, дальше можно не читать.
И в кого он такой?
Мама, папа, бабушки, дедушки, старшая дочь-отличница. Все читают. А Петечка нет. Умный мальчик, но ленится. Наверняка что-то подобное он выслушивает от вас прямым текстом. И ему вроде как должно быть стыдно.
Не обманывайте себя. Он не ленится. Чем-то вы все ему не нравитесь, даже если он этого не осознает. Петечка протестует против вашей нормы и ищет свою. Он другой, смиритесь. Или напротив - порадуйтесь, не так уж вы и хороши.
Но это вовсе не означает, что следует махнуть рукой на его равнодушие к чтению. Сейчас он воспринимает это занятие через призму семейной нормы, против которой бунтует. Выведете эту привычку из списка семейных добродетелей. Покажите ребенку, что чтение художественной литературы - общечеловеческая ценность.
Как это сделать?
Припомните, давно ли вы водили Петечку в книжный магазин? Нарядный, многолюдный, всегда немножко праздничный книжный магазин. Или же вы пичкаете его потрепанными фолиантами из домашней библиотеки по принципу "Этого "Гулливера" еще бабушка читала в пятьдесят втором году"?
В магазине отойдите от него на пять метров. Даже не смотрите в его сторону. Ищите что-то свое, пока он слоняется вдоль полок с книгами в ярких обложках, толкается между незнакомцами. Дайте ему карт-бланш, пусть берет, что хочет, в рамках оговоренной суммы. Он обязательно что-то купит - гарантия сто процентов. Даже если не планирует это читать. От скуки. Просто как красивую, новую вещь. А дальше вступит в силу принцип последовательности: сказав А, человек обязательно скажет Б. Самостоятельно выбрав пару книжек, Петечка заглянет внутрь пусть и на минуту. Главное - не приставайте к нему, не напоминайте. Купил, мол, теперь читай. Не ваше дело.
И не рекламируйте этот поход как ценный ритуал, не анонсируйте его, не капайте Петечке на мозги! Просто зашли в приятное место. А на обратном пути еще и в кафетерий или какой-нибудь заманчивый фастфуд. Не в награду - просто проголодались.
Повторите эксперимент еще раз, потом еще раз, и еще. Ваш "лентяй" и сам не заметит, как между ним и книжным магазином возникнут некие "отношения", к которым его "нормальная" семья совершенно непричастна. Выбирать, открывать, пролистывать (а вскоре и читать!) новенькие, выбранные им самим книжки - его личное дело.
И вот настанет день, когда ваш милый оболтус подойдет дома к книжному шкафу и вытянет с полки пресловутого бабушкиного "Гулливера". Потому что глубокоуважаемый шкаф перестанет быть хранителем семейных ценностей, к которым мальчишка отчего-то испытывают смутную антипатию. Он превратится в источник Петечкиного удовольствия.
Секрет технологии не в книжном магазине, а в принципе. Пусть это не магазин, а, скажем, библиотека - но она должна быть элегантной, демократичной, современной. Или даже домашняя библиотека - но не ваша, а знакомого или родственника, которому ребенок симпатизирует, тянется к нему, хочет общаться.
Если вы думаете, что в цифровую эпоху приучать к чтению следует с помощью электронных книг, то ошибаетесь. Помните: вы не просто вырабатываете навык, вы преодолеваете сопротивление! Какой ребенок в здравом уме, взяв в руки планшет, будет возиться с ненавистными книжками, вместо того, чтобы, кликнув пару раз, погрузиться в игру?
Конечно, дойдет очередь и до электронных книг, которые не вполне книги, а виртуальные тексты. Но вначале он должен полюбить книгу как вещь, привыкнуть к ее тяжести и аромату.
Вывод № 2. Никто не должен быть таким, как мы. Даже наш собственный ребенок. Никто не имеет монополии на полезные привычки, никто не имеет права их навязывать другим людям. Кандидат филологических наук ничем не лучше троечника-пятиклассника. Хотя бы потому, что дольше живет, стало быть, больше нагрешил. Читатель - это не тот, кто по папиному приказу открывает отобранную папой для него книгу. Читатель - это Петечка, который с кислой миной бродит вдоль магазинных полок, а потом вдруг тянет руку и достает книжку в красивой обложке и несет ее к кассе.
А сами-то вы какие?
Мама тесто замесила
Из пшеничной из муки.
Я кусочек попросила,
Стала делать пирожки.
Помните стишок из советского букваря? Он про Машу (или Аню, не важно), которая всегда радует своих родителей. Помогает управляться с младенцем-братом; просит научить ее готовке; наблюдая за мамой, учится красиво вышивать. И в школе на хорошем счету. А в танцевальной студии и вовсе солистка. Вот только не читает.
Родители чувствуют уколы совести. Легкие - но они есть. Все-таки педагогическая недоработка. Напоминают то и дело: "Маша, иди почитай что-нибудь!". Послушная дочь берет в руки книгу... а через десять минут забывает ее в кресле. Бежит к маме, чтобы поделиться девчачьими секретами, а та и рада, не возражает. Бог с ней, с книгой - главное, что с ребенком полное взаимопонимание.
Но навык к чтению все не прививается. А откуда ему взяться? Мама с папой, вы сами-то когда в последний раз брали в руки книгу? Делились друг с другом впечатлениями от прочитанного? "Дай мне пару минут, очень интересный момент, дочитаю главу и помогу тебе с математикой" - ребенок хоть раз слышал от вас такое? "Скачал книгу и "завис" в компьютере после работы - не оторваться. Поэтому, доченька, на каток мы с тобой сегодня не попадаем. Извини".
Если вы живете с ребенком душа в душу, если для него родители - авторитетнейшие люди, вы не сможете заставить его читать, сами того не делая.
Читайте каждый свое, но и что-то общее. Вслух друг другу, по очереди. Прерывайтесь на самом интересном месте (потому что надо срочно позвонить по работе!) - дальше Маша сама продолжит, не удержится, любопытно же.
Читайте вместе всякое разное: то смешное, то грустное до слез, то детское-детское, то рискованно-взрослое.
Свои книги оставляйте на видных местах раскрытыми, Машины листайте - проявляйте любопытство. Но будьте искренними, не притворяйтесь. Что может быть увлекательнее, чем личность вашего ребенка? Книга, которую он сегодня читает - часть его души.
Заведите привычку брать с собой в транспорт книги. Или туда, где предстоит ожидание в очереди. И читайте. Дочь хочет копаться в телефоне? Пусть, не давите на нее. Потому что не сегодня, так завтра она отложит телефон. Ведь мама рядом сидит с книгой, улыбается чему-то. Для "домашнего", привязанного к родителям ребенка мамины-папины эмоции ценнее телефонных утех.
Вывод № 3. Не читает, потому что ленится. Они сейчас все такие, не читающие - цифровое поколение. В нашем детстве были ого-го какие книжки, а сейчас не то. И вообще, у него синдром рассеянного внимания. И т.д. Все это чепуха и жалкие отмазки. Чтобы не читать, существует одна единственная причина: неграмотность. Грамотный? Значит, должен читать. И если вы постараетесь, будет читать, никуда не денется.
А теперь бонус. Хотите прочесть "Улисса"? И не просто прочесть, а полюбить эту книгу, насладиться и даже немножечко заболеть ею в хорошем смысле? Ведь есть же такие люди. Реальные люди, обычные, не супер-интеллектуалы. Очень скоро я представлю инструкцию, как это сделать.