Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Советский фильм о Гражданской войне, обозванный «антисоветчиной»

Заканчивая в 1966 году Высшие режиссёрские курсы, будущий режиссёр Глеб Панфилов подыскивал материал для дипломной работы. Случайно он наткнулся на повесть Евгения Габриловича «Случай на фронте». Повесть была опубликована ещё в 1939 году, но особенно популярной не стала. А вот Панфилова она поразила. Причём настолько, что он решился лично обратиться к именитому драматургу и попросил его создать сценарий на основе повести. Габрилович не отказал начинающему кинематографисту, так что вскоре фильм запустили в работу.

Изначально Панфилов выбирал между двумя названиями - «Святая душа» и «О том, что прошло».

Но потом появилось более драматичное и выразительное - «В огне брода нет». Картина стала судьбоносной для Глеба Панфилова: после неё коллеги признали в нём мастера, а ещё она подарила режиссёру любовь на всю жизнь.

Кадр из фильма  «В огне брода нет»
Кадр из фильма «В огне брода нет»

В шестидесятые кинематографические взгляды на историю чуть трансформировались. Если прежде киногероем времён Гражданской войны был боец, идейный коммунист, который неуклонно следует законам революции, то с наступлением оттепели акценты немного сместились. Появилось сразу несколько лент, в которых главным героем стал интеллигент, человек творческий, вдумчивый, которого судьба поставила в непростые условия, когда ему нужно действовать против воли.

В драме «В огне брода нет» такой стала главная героиня Таня Тёткина, странноватая девушка, которая силится разобраться в ситуации, но при этом живущая в каком-то своём мире.

С подбором исполнительницы на эту роль у Панфилова были огромные проблемы. Он хорошо представлял себе героиню, даже набросал на бумаге её портрет, но найти актрису не мог. На роль пробовались разные артистки, но все они были привлекательными, так что их приходилось гримировать, чтобы сделать посредственными и даже немного страшненькими. В конце концов выбор пал на молодую Надежду Романову, уже всё было готово для проб с ней, но на глаза режиссёру попала Инна Чурикова. В активе Чуриковой было уже несколько разноплановых ролей, и драматических, и комических, но всё это были эпизоды.

Поразительно, но Инна Чурикова оказалась очень похожей на девушку на наброске Панфилова к фильму!

Конечно же, её тут же утвердили.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Партнёром Инны стал Михаил Кононов, восходящая звезда советского кино, только что великолепно сыгравший в ленте «Начальник Чукотки». Кстати, дуэт Чурикова-Кононов на экране оказался очень гармоничным, и в следующем фильме, «Начало», Панфилов снова их снял вместе.

Фото со съёмок. Михаил Кононов и Инна Чурикова
Фото со съёмок. Михаил Кононов и Инна Чурикова

С наступлением оттепели в кино пришла мода на новые лица. Режиссёрам хотелось открывать молодых артистов, поэтому они много времени тратили на подбор исполнителей.

А если уж в фильм приглашали знаменитость, то хорошим тоном считалось показать актёра в необычном образе.

Так поступил и Панфилов, предложив Михаилу Глузскому, часто игравшему изворотливых подхалимов, предателей и прочих отталкивающих персонажей, роль трогательного и чуть забавного коменданта поезда.

Фото со съёмок. Анатолий Солоницын и Михаил Глузский
Фото со съёмок. Анатолий Солоницын и Михаил Глузский

Похожая история случилась и с Анатолием Солоницыным: годом ранее он дебютировал у Тарковского в роли иконописца Андрея Рублёва, а у Панфилова стал комиссаром.

Не меньше времени, чем подбор артистов, занял поиск натуры. Необходимо было найти полустанок, сохранивший отметины Гражданской войны. С того времени прошло уже полвека, отгремела Великая Отечественная, страна почти полностью восстановилась, так что натуру найти было непросто. Помощники изучали старорусские города, отправляясь на восток и запад, но потом

живописное местечко обнаружилось под Муромом во Владимирской области. Там, на станции Безлесная, и сняли большую часть истории.

Но и здесь не обошлось без сложностей: если эпизоды на фоне стоящего поезда можно было снимать в любое время, то съёмки сцен, где поезд движется, приходилось подгадывать под настоящее расписание действующей железнодорожной станции Муром.

Когда фильм вышел, критики его встретили прохладно. Ленту сочли чересчур натуралистичной,

нашлись даже те, кто обвинил Панфилова в антисоветчине.

Правда, игра Инны Чуриковой не осталась без внимания, её оценили очень высоко, и именно после фильма «В огне брода нет» она стала действительно популярной и знаменитой артисткой, за которую боролись режиссёры.

Интересно, что сам Глеб Панфилов спустя годы говорил, что

«В огне брода нет» - это начало его пути к фильму «Романовы. Венценосная семья»,

который он создал на рубеже тысячелетий. В первой работе мельком упоминается расстрел царской семьи, в более поздних лентах уже всплывает и сама императорская фамилия, а в 2000-м наконец он показал и собственно историю последнего русского царя. Но ключевым моментом во всех картинах, включая эти, по словам режиссёра всегда было понятие семьи как основы мира, как фундамента самой жизни. Даже если эта семья - санитарный поезд, в котором трудится чудаковатая художница.

А как вы считаете, слегка блаженная, но искренняя Таня должна была погибнуть от пули полковника или у неё был шанс отстраниться от происходящего и остаться в живых?

А ещё приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-5