Над самолетами пятого поколения сегодня работают сразу в нескольких странах - В США, Китае, России, а также в Японии и Корее. Однако серийно их пока эксплуатируют лишь в Соединенных Штатах и в Китае.
Тем не менее растущая напряженность между НАТО и РФ заставляет многих задуматься о том, что же произойдет, если вдруг российский истребитель Су-57 столкнется в воздушном бою с американским F-22 Raptor. Этот сценарий выглядит еще более вероятным в связи с тем, что сейчас уже готовится экспортный облик российской машины, а значит вскоре она начнет поставляться иностранным заказчикам.
F-22 изначально проектировался исключительно как истребитель завоевания превосходства в воздухе, как и более старый F-15 Eagle, который в итоге он и должен был заменить. Основным преимуществом F-22 должна была оказаться скрытность. Планер самолета почти целиком состоит из острых углов - даже створки оружейных отсеков, воздушный тормоз и сопла двигателя для уменьшения радиолокационной сигнатуры имеют характерные зазубрины.
Такой интересный профиль «невидимки» был рассчитан на суперкомпьютере Cray, правда, уже более тридцати лет назад. Благодаря использованию сопел с отклоняемым по оси тангажа вектором тяги, «Раптор» получился еще и достаточно маневренным.
Пара двигателей F119 обеспечивают истребителю приличную тягу почти в 32 тонны, что позволяет ему развивать крейсерскую скорость в 1.4 Маха без использования форсажного режима. У «Раптора» есть три оружейных отсека: два боковых вмещают по одной управляемой ракете AIM-9M/X Sidewinder, а центральный - до шести ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM или четыре дополнительных топливных бака.
О Су-57 до сих пор известно не так много. Однако однозначно можно сказать, что американский и российский самолеты пятого поколения принципиально разные. F-22 во главу угла ставит скрытность и маневренность, в то время как для Су-57 более важными качествами является маневренность и скорость.
Эксперты полагают, что планер российского истребителя - это результат эволюции Су-27, модернизированного для более низкой радиолокационной заметности и еще большей маневренности, особенно на сверхзвуковых скоростях. Истребитель пятого поколения будет оснащаться новейшей радиолокационной системой Н036 «Белка» с активной фазированной антенной решеткой.
В состав этого радиолокационного комплекса входят системы переднего и бокового обзора Х-диапазона, а также антенные системы L-диапазона в передних кромках крыла. По некоторым данным, дальность обнаружения целей с ЭПР всего 1 кв. метр этим радаром составит до 400 километров. В бортовом компьютере самолета используются российские процессоры «Эльбрус».
Су-57 имеет пару больших внутренних отсеков для вооружения, которые расположены практически по всей длине самолета. Каждый отсек может нести четыре ракеты Р-77М, которые по сравнению с более старыми Р-77 имеют удлиненный корпус и активное радиолокационное самонаведение, что позволяет им поражать высокоманевренные цели на дальностях до 160 км.
Каков же будет результат прямого боевого столкновения F-22 и Су-57? Конструктивные особенности самолетов дают им разные преимущества на различных дальностях. Вооружение российского самолета вполне позволяет ему справляться с любыми угрозами и на дальних дистанциях. Однако пока неизвестно, насколько надежно новый радар может обнаруживать самолеты-невидимки на таких расстояниях.
Поскольку упор F-22 делает в основном на скрытность, поэтому есть шанс, что российский самолет не сможет обнаружить его раньше, чем «Раптор» отправит к Су-57 пару ракет. Однако если самолеты сблизятся, то шансов у американского «невидимки» станет значительно меньше. В дело вступит инфракрасная система поиска и сопровождения цели оптико-электронного комплекса 101КС «Атолл» - для нее «Раптор» - вовсе не невидимка, а вполне рядовая цель . Ничего подобного у F-22 пока нет и, видимо, уже не будет.