Найти тему
Осознанная жизнь

Отпуск в посткоронавирусной Европе – свежий репортаж

Image courtesy of surasakiStockat FreeDigitalPhotos.net
Image courtesy of surasakiStockat FreeDigitalPhotos.net

Только что вернулся из небольшой туристической поездки по Европе и могу поделиться своими наблюдениями. На научность изложения, естественно, не претендую – просто описываю, что увидел.

ОТДЫХ

Отдыхать сейчас в Европе очень хорошо. Просто прекрасно! Туристов мало! Черт возьми, как приятно пройтись по туристическим местам, когда вокруг тебя нет толпы! В музеях нет очередей, посетителей немного, в ресторанах полно свободных мест, выбираешь какое понравится. Вот она, сила России и США, из которых перекрыли въезд. Хотя и другие страны сыграли роль, конечно.

Китайцев тоже почти нет, изредка попадаются поштучно, еще реже – небольшими туристическими группами. Совсем не так, как раньше – когда подъезжали 2-3 автобуса и китайцы заполоняли все вокруг.

На улицах мы говорили по-русски и вот тут заметили новшество – многие прохожие на русскую речь оборачиваются, смотрят удивленно и подозрительно. Но не шарахаются. Правда, я и сам несколько раз оборачивался, услышав американскую речь. Откуда тут американцы? Ведь и для них границы закрыты. Тем не менее, попадаются они не так уж и редко. Конечно допускаю, что в отдельных случаях мог ошибиться, но обычно определяю правильно – ведь отличить на слух американца от англичанина очень легко, если раньше много общался и с теми, и с другими.

Туристический сервис, на мой взгляд, улучшился. Рестораторы, экскурсоводы и прочие теперь как будто действительно рады, что ты к ним пришел, а не просто дежурно улыбаются. Впрочем, исключения тоже есть – из одного ресторана мы едва не ушли, т.к. нам выдали меню, после чего про нас забыли (и это при том, что посетителей почти не было). Пришлось ходить, разыскивать официанта, чтобы все-таки сделать заказ. В остальном ресторан оказался хорошим, причем там можно было через стекло смотреть, как веселый повар готовит заказанные блюда.

Из негативных изменений отмечу, что на улице появилось много нищих и попрошаек, намного больше, чем раньше.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Речь, конечно, о коронавирусной безопасности. С прочей безопасностью в Европе по-прежнему все хорошо. В помещениях и транспорте необходимо носить маски, там, где бывают очереди, расчерчены места, на которых полагается стоять. В некоторых магазинах разметкой разделены направления движения покупателей – имеется в виду, что на «встречную полосу» заходить нельзя.

Ограничения эти почти нигде не соблюдаются – за исключением масок, которые почти все носят в транспорте и в крупных супермаркетах. На разметку внимания никто не обращает, разве что в очереди с тележками стараются стоять друг от друга на расстоянии тележки. В Мак-Доналдс разметка для очереди особенно длинная, прямо до входа. Но если собирается народ, все как прежде стоят толпой и вплотную друг к другу.

На одной из заправок, когда я шел оплачивать бензин и, перед входом в магазин одел, как положено, маску, трое сотрудников магазина (все без масок) посмотрели на меня с удивлением, если не сказать – как на идиота. В другой раз, в банке ждал своей очереди, когда ко мне подошла сотрудница и сказала, что у них в банке маску можно снять, т.к. в ней трудно дышать. Причем по ее тону мне показалось, что маску снять не просто можно, а рекомендуется это сделать (все сотрудники там тоже были без масок). Кстати, неожиданно для себя узнал, что в Европе можно снимать деньги со сберовской карты Маэстро – раньше почему-то думал, что для этого обязательно требуется Виза или Мастеркард.

Короче, в середине поездки маску я вообще перестал носить. Может она и помогает, но когда я маске, то все время берусь за лицо – или ее поправить, или очки запотеют. Без маски я этого не делаю. В то же время на каждых дверях висят таблички, что ношение масок обязательно, поэтому маску всегда имел в кармане. Думаю, в метро или автобус без нее могут и не пустить.

Перчатки вообще почти никто не носит – да и какой в них смысл? Лично я не понимаю. Если бы их постоянно менять, а так – взялся за продукты в магазине, потом в этих же перчатках достал кошелек, потом ключ от машины. В чем разница, если я тоже самое делаю руками, а потом протираю руки защитным гелем?

Отдельно нужно сказать о завтраке в отеле. Там не только масок нет ни у кого, но и дистанцию не соблюдают совершенно. Например, на завтрак, в числе прочего, давали несколько видов колбасы. Немецкий дед открыл один лоток и вдруг его позвала бабка. Я подошел к этому лотку, но тут дед вернулся, и буквально толкнув меня плечом, стал сгружать колбасу себе в тарелку. Я подумал, может он считает, что я лезу без очереди, и из уважения к пожилому человеку, отошел к соседнему лотку, успев все же ухватить из первого несколько кусков. Но и там дед подошел и толкнул меня плечом, сказав что-то типа: «Как наложишь – не закрывай, я эту колбасу тоже буду!»

Около кофемашин тоже почему-то все время толпился (почти толкался) народ, одна итальянка, попробовав кофе и не сочтя его приемлемым, сразу встала за мной вплотную в очередь к другой кофемашине (в ней, впрочем, кофе тоже оказался совсем не итальянский).

В общем, погуляв в таких условиях несколько дней, постепенно забываешь, что в мире был какой-то вирус, и начинаешь вести себя как обычно.

ЦЕНЫ

Цены упали, но относится это прежде всего к отелям и апартам. В дополнение, на букинге большинство предоставляет возможность отмены бронирования в последний момент. Вот один радикальный пример: двухуровневые апартаменты в Будапеште с тремя спальнями, просторной кухней-столовой с современным оборудованием, большим залом с барной стойкой, двумя санузлами и специальной комнатой для глажки/сушки и т.п., где была своя раковина, а также огромным балконом с видом на город обошлись ровно в 50% от ужина на четверых в ресторане Фрайдис (имеется в виду цена за одну ночь). Невольно задумаешься – не ходить в ресторан и на эти деньги пожить еще 2 дня! Правда, цена за апартаменты была по акции.

Рестораны не подешевели, зато в них немного народу. Парковка в некоторых странах была вообще бесплатная – это организовывали власти, чтобы меньше людей ездило на общественном транспорте. Но с июля халява закончилась, приходится платить. Многоуровневый паркинг просит около 2 евро в час, за сутки цена снижается до 20 Евро. Зато там совсем просторно – не только не приходится кружить по этажам в поисках свободного места, как раньше, а просто паркуешься, где удобно.

ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

По сравнению с «безвирусным» летом машин на дорогах меньше, но все равно достаточно. Участки в 300 км по платной дороге проезжаются примерно за 3 часа, но по самому туристическому направлению те же 300 км ехали уже 3 часа 45 минут – местами возникали затруднения, иногда даже до полной остановки.

Туристических машин – кэмперов стало совсем мало. Зато много мототуристов. Подчеркну – именно туристов, а не обычных мотоциклистов, которых здесь всегда много, ведь в Европе мотоцикл и скутер – довольно массовое явление, а не единичное, как в Москве. Мототуристов опознавал по огромным, торчащим в бок кофрам. Не знаю, как они с ними ездят. Во-первых, как мне кажется, невидимый для райдера габарит опасен – ведь с такими кофрами мотоцикл сзади получается шире, чем спереди. Во-вторых, междурядье в Европе очень узкое, там и так пролезть непросто. И хотя местные водители не злые и относятся с пониманием, стремясь подвинуться, но с такой шириной это вряд ли поможет. Заметил, что в результате туристы объезжали пробки в городах по встречке. Тоже не лучший вариант. Да, полиция обычно делает скидку пешеходам и мотоциклистам. Если вы не создали опасную ситуацию, то вас, например, не будут штрафовать за переход улицы в неположенном месте. И на мотоциклиста закроют глаза, если он немного не по правилам объехал пробку. Но я не уверен, что размер подобной скидки покрывает объезд пробки в центре города по встречной полосе.

Другое евро-новшество – большое количество превышающих скорость. Обычно европейцы заметно меньше нарушают ПДД, чем наши люди. Конечно бывает, кто-то вдруг пролетит мимо – но время от времени, а не постоянно. В этот раз было иначе. Чтобы лучше понять этот момент, надо учесть кое-какие детали. В Европе за нарушения назначают штрафные баллы, а когда набирается определенное количество – лишают прав. За скорость можно попасться от 2 до 4 раз (смотря где и насколько), потом – лишение на 6-12 месяцев. Откупиться невозможно (даже немыслимо), правила одни для всех. Допуск (tolerance – превышение, которое прощается) тоже есть (какой-то телепропагандон говорил, что допуска в Европе нет, но это он набрехал). Допуск разный, в городах он маленький, а чем больше дорога, тем больше и допуск. Лично мне за 140 по платным дорогам никогда не приходили ни штрафы, ни баллы, ни из одной страны. Но когда едешь 140, а мимо тебя один за другим проносятся лихачи так, будто ты вообще стоишь – то начинаешь задумываться – что-то изменилось в Европе этим летом.

Тех, кто наваливал 200+ я не рассмотрел. А среди других нарушителей (превышение скорости, обгон по встречке или по разделительной полосе) – много машин с чешскими, словацкими и словенскими номерами (не удивительно – братья-славяне). Еще с итальянскими (тут вообще вопросов нет). Реже всего нарушают – немцы (тоже не удивительно). А вот что среди нарушителей в этот раз часто попадались австрийские автомобили – уже необычно.

РЕЗЮМЕ

Да, очень хорошо сейчас отдыхать в Европе – просторно, не дорого. Но тем не менее хотелось бы, чтобы все поскорее стало как раньше – исчез бы вирус и у всех были бы работа и деньги. Ради этого я готов терпеть толпы китайских туристов…

Делитесь своим мнением, подписывайтесь, ставьте лайки!

Денис Пилипишин

Книги автора можно скачать здесь: https://clc.to/pilipishin

А здесь – www.pilipishin.ru – еще и аудиокниги.