Всем привет!👋🏻
Способность подмечать красоту цветка и наслаждаться им всегда отличала голландцев. Поэтому цветоводство здесь получило особую популярность. Цветок символизировал изящество, утончённость и доброту, так что художники нередко украшали цветами своих персонажей, а вскоре сделали цветы главным предметом живописи.
Тюльпаномания
Национальные традиции голландцев, влажный нежаркий климат, наличие плодородных почв — всё это способствовало выращиванию цветов, особенно луковичных. Самыми любимыми цветами в этой стране были гиацинты, нарциссы и тюльпаны.
Сад в Лейдене — один из старейших ботанических садов Европы, его основали в самом конце ХVI века. Куратором был ботаник Карл Клузиус, благодаря его энтузиазму сад приобрел замечательную коллекцию растений. Он договорился с моряками Ост-Индской компании, и те доставляли для него образцы экзотических растений со всего мира.
Кроме формирования богатейшей коллекции, Клузиус начал заниматься выведением сортовых тюльпанов, используя полтора десятка природных видов и некоторое количество уже имеющихся сортов, выведенных турками. В «плавильном котле» гибридизации сложился новый, рукотворный вид тюльпана — тюльпан Геснера, или садовый тюльпан.
Конрад Геснер (1516–1565) швейцарский учёный-энциклопедист, одним из первых попытавшийся систематизировать накопленные человечеством сведения о животных и растениях. Основоположник ботанической иллюстрации. Изучая растения, он делал тысячи набросков побегов, цветков и плодов. Благодаря постоянному упражнению руки и глаза, он достиг большой точности рисунка.
В конце XVI века произошёл первый ажиотажный рост цен на тюльпаны. За каждый новый сорт платили баснословные деньги. За стоимость одной луковицы особо популярных сортов приобретали дома, большие площади пахотной земли и лошадей.
Художники, которые славились и как ботаники, составляли живописные каталоги редких растений и цветов, привезённых из разных уголков земного шара и наводнивших в то время всю Европу. В начале XVII века издавались истории (систематика) о растениях, богато иллюстрированные рисунками. Художники кропотливо изучали цветы и фиксировали свои знания в альбомах.
Брейгель "Бархатный"
Изображение букета цветов в это время становится средством продемонстрировать свой талант, а значит найти заказчика и заработать деньги.
Ян Брейгель, сын известного художника Питера Брейгеля Старшего, был первым фламандским художником, который начал рисовать цветочные натюрморты как самостоятельный жанр живописи. Его покровительница эрцгерцогиня разрешала художнику рисовать в королевских оранжереях, где выращивали редчайшие растения. Ян писал только с натуры и порой ждал несколько месяцев, когда расцветёт растение. В написании натюрмортов Брейгель стал лучшим и получил известность как мэтр цветочных натюрмортов. Из переписки Брейгеля с кардиналом Борромео мы знаем, что маньеристы сами работали в ботанических садах, формируя букеты, и даже составляли настоящие гербарии для своей коллекции.
Маньеризм — течение в западноевропейском искусстве 1520–1590-х годов. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.Маньеризм стал популярным благодаря художнику и биографу XVI века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. Согласно одной из концепций, в маньеризме видят раннюю фазу стиля барокко. Согласно другой, маньеризм и барокко во второй половине XVI века складывались почти одновременно и далее развивались параллельно, вплоть до XVII столетия, когда в Италии окончательно стал доминировать барочный стиль, прежде всего в архитектуре. В странах Северной Европы этот процесс развивался позднее, отчего позднеготические, ренессансные, маньеристичные и барочные элементы образовывали причудливое соединение.
Коллаборации Рубенса с Брейгелем
«Эдемский сад с грехопадением» Брейгель писал совместно с Рубенсом. Брейгель отвечал за создание композиции и написание пейзажа и цветов, Рубенс написал Адама и Еву, дерево, лошадь и змея. И это не единственная картина, которую они создавали вдвоём.
В их совместных работах Рубенс отвечал только за фигуры, а Брейгель с энциклопедической точностью вырисовывал окружение.
Ян ван Хейсум (1682–1749 гг.) в начале XVI века стал ведущим нидерландским художником, мастером натюрморта. Ему покровительствовали принц Уильям Гессен, герцог Орлеанский, король Польши и Пруссии, курфюрст Саксонии, сэр Роберт Уолпол и многие другие. Его картины стоили огромных денег, он был известен на всей мир.
Ян рисовал множество эскизов и набросков с натуры, тщательно продумывал композиции, порой один натюрморт писал на протяжении нескольких лет. Художник много путешествовал и везде вёл дневник по сбору материала для сюжетов картин. Всё его внимание приковывали исключительно растения.
Картины Хейсума создавались для богатых и роскошных домов, они были ярким украшением любого дворца. Цветочные натюрморты Яна ван Хейсума можно разделить на две группы. Первая — ранние натюрморты, написанные на тёмном фоне. Вторая — натюрморты на светлом, для световой моделировки которых от художника требуется более высокой уровень мастерства.
«Естественный свет не только охватывает все части предметов, но и через световые отражения придает им ясность и отчетливость. Такой подход особенно действенен при написании тонких ветвей, игл хвойных растений или самих цветов, не имеющих широкого сплошного силуэта. При этом все части, благодаря краскам и китайской туши, отодвигаются друг от друга и располагаются уступами, создавая перед нами эффект самой действительности. Каждая краска, даже самая светлая, темнее, чем белая бумага, и обладает тем не менее тем же свойством, что и эффекты света и тени, которые зрительно отодвигают части картины друг от друга и от переднего плана».
Гёте.
Голландских мастеров цветочного натюрморта можно перечислять довольно долго: Георг Якоб Иоганн ван Ос, Абрахам ван Бейерен, Ян Веникс, Питер Клас, Амброзиус Босхарт Старший, Бальтазар ван дер Аст и многие другие.
Но ведь не только в Голландии писали натюрморты. В России любовь к цветам так же была особенной и не один век. Нередко цветы — это непросто цветы, а символы, знаки, намёки. А значит нам, есть ещё о чём поговорить.
Дорогие читатели хотите продолжения рассказа? Пишите в комментариях, я с нетерпением жду.
Читайте так же: