В России потенциал велосипедного транспорта не используется в полной мере, и по большому счёту велокультура в нашей стране находится в зачаточном состоянии. Несмотря на это, всё больше людей выбирают велосипед не только для прогулок, но и для передвижения по городу. Статистические опросы подтверждают: огромное число россиян готовы ежедневно использовать байк при наличии развитой инфраструктуры. Да и сами представители власти, общественные деятели всё больше говорят об альтернативных средствах передвижения, проходят велотуры, экскурсии, появляются велопарковки. Так стоит ли начинать крутить педали в 2020?
Велопокатушки 2020: о плюсах и минусах
Условия для велосипедистов в 2020 году мы проверили на себе и поняли: в сравнении с европейскими странами даже в столице условия для велосипедистов оставляют желать лучшего. Нет оснащённых велодорожек, не продуман проезд в местах большого скопления автомобилей – а ведь ко всему этому нужно быть готовым, планируя велодень в мегаполисе. Острее стоит вопрос для тех, кто хочет ездить на велосипеде на работу: в таком случае трудно спланировать маршрут, исключая автотрассы. Такие люди страдают от скудной велоинфраструктуры больше всех, она же тормозит массовый переход на альтернативные виды транспорта в стране.
Но плюсы найти всё-таки можно…
- Много красивых мест для прогулок – парков, набережных, исторических достопримечательностей
- Экономия времени – при спланированном маршруте можно сберечь 20-40 минут
- Физическая нагрузка – особенно важна для работающих в офисе.
…как и недостатки
- Не продуманы пересечения крупных магистралей
- Нет проездов в туннелях
- Нет маршрутов из окраин в центр города, поэтому придётся воспользоваться метро
- Трудно ездить в тёмное время
- Большое число ремонтных работ.
Велодорожки на вес золота
Но главный недостаток – отсутствие велодорожек. В большинстве городов России дорожки суммируют с выделенными полосами для общественного транспорта. Протяженность реальных дорожек в Москве составляет 230 км. Отметим, что в 15-миллионнной Москве в 6 раз меньше велотреков, чем в Амстердаме (при населении в 1,5 миллиона).
Мифы о велосипедах
Железный конь для большинства россиян в 2020 году остаётся хобби, а не средством передвижения. Первая причина – неразвитая инфраструктура, о ней мы говорили выше. Другой немаловажный фактор – ошибочные представления о назначении велосипеда:
Байк не заменит авто, поэтому вкладываться в велодорожки бессмысленно
В 1962 году американский экономист и политолог Энтони Даунс вывел закон дорожных заторов: «увеличение пропускной способности дорог влечёт равное ему увеличение трафика», отсюда следует: больше широких дорог = больше пробок. За огромным количеством машин стоит экология города и здоровье общества, потому важно предоставлять людям достойную альтернативу – другие виды передвижения, так сказать, eco-friendly.
Велосипеды не для девушек
Женщины прекрасно управляют машинами, ровно с таким же успехом они ездят на велосипедах. Кому важно, чтобы костюмчик сидел, индустрия создала велосипед для города, на котором можно легко ездить в повседневной или даже деловой одежде.
Велосипеды для спортсменов
Каким бы спортивным не казался велосипед, передвигаться на нём может каждый, а размеренная поездка на байке станет как семейным досугом, так и надёжным средством передвижения по городу. В велосалонах есть разные виды велосипедов, из них можно выбрать двухколёсный транспорт по уровню своей подготовки: от сложной спортивной геометрии до простейшей комплектации. Выбор велосипеда – настоящее приключение: горный велосипед, шоссейный, кросс-кантри, городской, прогулочный или туристический – решать вам. Как выбрать велосипед, подробно расскажет велоблог, например, It’s a Good Trip на YouTube.
Индивидуальные запросы
Часто россияне отказываются от велосипеда по причинам плохих погодных условий или недостатка места для его хранения. Практика показывает: кататься на велосипедах можно в любое время года, главное, с умом подходить к экипировке. То же можно сказать о выборе места хранения – было бы желание, а способ найдётся!
Велокультура — будущее мегаполисов
Велосипедная культура оздоравливает экологию города, создаёт позитивную городскую среду, нивелирует социальные и возрастные различия, в условиях ухудшающейся экологии на неё возлагаются большие надежды во всём мире. Датская компания Copenhagenizeindex публикует рейтинг велогородов, ежегодно включая в этот список новые локации. Традиционно в ТОП лучших городов входят европейские мегаполисы, высоко развита велокультура в Канаде и Японии:
Дания – настоящая велострана
Уже не первый год Датское королевство считается первой велостраной мира. В среднем датчане проезжают по 16 км в день — такая статистика сделала Данию одной из самых здоровых наций, но дело не только в спорте: к 2025 году Копенгаген планирует стать первой столицей с нулевым балансом выбросов углерода! Вот лишь некоторые удивительные факты о велокультуре в Дании:
- 12000 км велодорожек по всей стране
- Светофоры в городах настроены на велосипедистов
- Велодорожки оборудованы светофорами, датчиками движения скорости, мусорными баками на специальных подставках
- 95% жителей передвигаются на велосипедах
- 25% семей с двумя детьми имеют грузовой велосипед, чтобы отвезти детей в детский сад, привезти домой продукты.
Велосипеды в странах с развитой культурой – не средство сэкономить: на них передвигаются люди любого статуса, просто потому что так действительно удобнее, даже с короной на голове. Только посмотрите на кронпринцессу Мэри Датскую, которая везёт принца Винсента и принцессу Жозефину в детский сад.
Вместе с тем Данию, ровно, как и Голландию, трудно назвать раем для велосипедистов – их здесь ТАК много, что возникают настоящие пробки.
На велосипеде по Москве – популярные маршруты
Велопрогулка идеально подходит людям из мегаполисов, когда хочется побывать в красивых местах, не потратив времени и сил в пробках. При этом в любом городе можно спланировать маршрут, который заменит многолюдную экскурсию! Остановимся на лучших веломаршрутах в Москве:
Москва-Сити – Парк Горького
- Хороший маршрут для новичков пролегает по правому берегу Москвы-реки
- «Москва-Сити» — набережная Тараса Шевченко — Бережковская набережная — Воробьёвская набережная — Воробьёвы горы — Нескучный сад — Парк Горького = 12 км.
Лесная прогулка: велопутешествие по Битцевскому лесу
- В летнее время можно насладиться природой и ароматом трав
- От метро «Битцевский парк» вглубь леса по уровню вашей подготовки = 7,5 км.
Маршрут по набережным Москвы-реки
- Живописные места без езды по автодорогам
- Нагатинская набережная — Красная площадь — Большой Кремлёвский сквер — Кремлёвская набережная — Храм Христа Спасителя — Лужники — Аллея Славы — парк Красная Пресня — «Москва-Сити» = 29 км.
Экскурсия по Москве на велосипеде: от ВДНХ до Останкино
- Экскурсия по павильонам, посещение Ботанического сада, огромная парковая зона
- ВВЦ — Ботанический сад РАН — Сад Камней — Парк «Останкино» — Усадьба «Останкино» = 12,5 км.
Центральный маршрут
- Большое количество московских достопримечательностей
- Рождественский бульвар — Цветной бульвар — Страстной бульвар — Пушкинский сквер — Тверская улица — Новый Арбат — Патриаршие пруды — Садовое кольцо — Сад «Эрмитаж» = 9 км.
До парка «Сокольники»
- Небольшой путь с большим числом достопримечательностей = 7 км
- Устьинский сквер — Чистые пруды — Сретенский бульвар — Театр «Современник» — Комсомольская площадь — Парк «Сокольники».
Выводы
Отсутствие безопасных условий для передвижения велосипедистов – большая проблема, о которой много говорят, но реализованных проектов намного меньше, чем слов. Неподготовленным велосипедистам в мегаполисе придётся несладко: ездить придётся либо на пешеходных дорожках, либо на линии, отведённой общественному транспорту, из-за неразвитой культуры придётся столкнуться с непониманием со стороны водителей и пешеходов. Но как показывает опыт других стран, слово велосипедистов играет огромное значение, именно они формируют спрос на развитие велокультуры. Выбрав проверенные маршруты и понимая сегодняшние реалии, можно получить от велопоездок только пользу для себя и для общества.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Страны, где иметь машину слишком дорого
✅ Лондон за 24 часа. Транспорт, метро, аэропорт, отели, цены, еда. Самое важное для поездки в Англию