Найти тему
Путешествия, туризм, наука

Развитие велокультуры в России

Оглавление

В России потенциал велосипедного транспорта не используется в полной мере, и по большому счёту велокультура в нашей стране находится в зачаточном состоянии. Несмотря на это, всё больше людей выбирают велосипед не только для прогулок, но и для передвижения по городу. Статистические опросы подтверждают: огромное число россиян готовы ежедневно использовать байк при наличии развитой инфраструктуры. Да и сами представители власти, общественные деятели всё больше говорят об альтернативных средствах передвижения, проходят велотуры, экскурсии, появляются велопарковки. Так стоит ли начинать крутить педали в 2020?

Велопокатушки 2020: о плюсах и минусах

-2

Условия для велосипедистов в 2020 году мы проверили на себе и поняли: в сравнении с европейскими странами даже в столице условия для велосипедистов оставляют желать лучшего. Нет оснащённых велодорожек, не продуман проезд в местах большого скопления автомобилей – а ведь ко всему этому нужно быть готовым, планируя велодень в мегаполисе. Острее стоит вопрос для тех, кто хочет ездить на велосипеде на работу: в таком случае трудно спланировать маршрут, исключая автотрассы. Такие люди страдают от скудной велоинфраструктуры больше всех, она же тормозит массовый переход на альтернативные виды транспорта в стране.

Но плюсы найти всё-таки можно…

-3

  • Много красивых мест для прогулок – парков, набережных, исторических достопримечательностей
  • Экономия времени – при спланированном маршруте можно сберечь 20-40 минут
  • Физическая нагрузка – особенно важна для работающих в офисе.

…как и недостатки

  • Не продуманы пересечения крупных магистралей
  • Нет проездов в туннелях
  • Нет маршрутов из окраин в центр города, поэтому придётся воспользоваться метро
  • Трудно ездить в тёмное время
  • Большое число ремонтных работ.

Велодорожки на вес золота

-4

Но главный недостаток – отсутствие велодорожек. В большинстве городов России дорожки суммируют с выделенными полосами для общественного транспорта. Протяженность реальных дорожек в Москве составляет 230 км. Отметим, что в 15-миллионнной Москве в 6 раз меньше велотреков, чем в Амстердаме (при населении в 1,5 миллиона).

Мифы о велосипедах

Железный конь для большинства россиян в 2020 году остаётся хобби, а не средством передвижения. Первая причина – неразвитая инфраструктура, о ней мы говорили выше. Другой немаловажный фактор – ошибочные представления о назначении велосипеда:

Байк не заменит авто, поэтому вкладываться в велодорожки бессмысленно

В 1962 году американский экономист и политолог Энтони Даунс вывел закон дорожных заторов: «увеличение пропускной способности дорог влечёт равное ему увеличение трафика», отсюда следует: больше широких дорог = больше пробок. За огромным количеством машин стоит экология города и здоровье общества, потому важно предоставлять людям достойную альтернативу – другие виды передвижения, так сказать, eco-friendly.

Велосипеды не для девушек

-5

Женщины прекрасно управляют машинами, ровно с таким же успехом они ездят на велосипедах. Кому важно, чтобы костюмчик сидел, индустрия создала велосипед для города, на котором можно легко ездить в повседневной или даже деловой одежде.

Велосипеды для спортсменов

Каким бы спортивным не казался велосипед, передвигаться на нём может каждый, а размеренная поездка на байке станет как семейным досугом, так и надёжным средством передвижения по городу. В велосалонах есть разные виды велосипедов, из них можно выбрать двухколёсный транспорт по уровню своей подготовки: от сложной спортивной геометрии до простейшей комплектации. Выбор велосипеда – настоящее приключение: горный велосипед, шоссейный, кросс-кантри, городской, прогулочный или туристический – решать вам. Как выбрать велосипед, подробно расскажет велоблог, например, It’s a Good Trip на YouTube.

Индивидуальные запросы

-6

Часто россияне отказываются от велосипеда по причинам плохих погодных условий или недостатка места для его хранения. Практика показывает: кататься на велосипедах можно в любое время года, главное, с умом подходить к экипировке. То же можно сказать о выборе места хранения – было бы желание, а способ найдётся!

Велокультура — будущее мегаполисов

Велосипедная культура оздоравливает экологию города, создаёт позитивную городскую среду, нивелирует социальные и возрастные различия, в условиях ухудшающейся экологии на неё возлагаются большие надежды во всём мире. Датская компания Copenhagenizeindex публикует рейтинг велогородов, ежегодно включая в этот список новые локации. Традиционно в ТОП лучших городов входят европейские мегаполисы, высоко развита велокультура в Канаде и Японии:

Дания – настоящая велострана

-7

Уже не первый год Датское королевство считается первой велостраной мира. В среднем датчане проезжают по 16 км в день — такая статистика сделала Данию одной из самых здоровых наций, но дело не только в спорте: к 2025 году Копенгаген планирует стать первой столицей с нулевым балансом выбросов углерода! Вот лишь некоторые удивительные факты о велокультуре в Дании:

  • В Копенгагене 400 км велосипедных широких дорожек минимум на две полосы
  • 12000 км велодорожек по всей стране
  • Светофоры в городах настроены на велосипедистов
  • Велодорожки оборудованы светофорами, датчиками движения скорости, мусорными баками на специальных подставках
  • 95% жителей передвигаются на велосипедах
  • 25% семей с двумя детьми имеют грузовой велосипед, чтобы отвезти детей в детский сад, привезти домой продукты.

Велосипеды в странах с развитой культурой – не средство сэкономить: на них передвигаются люди любого статуса, просто потому что так действительно удобнее, даже с короной на голове. Только посмотрите на кронпринцессу Мэри Датскую, которая везёт принца Винсента и принцессу Жозефину в детский сад.

Вместе с тем Данию, ровно, как и Голландию, трудно назвать раем для велосипедистов – их здесь ТАК много, что возникают настоящие пробки.

На велосипеде по Москве – популярные маршруты

Велопрогулка идеально подходит людям из мегаполисов, когда хочется побывать в красивых местах, не потратив времени и сил в пробках. При этом в любом городе можно спланировать маршрут, который заменит многолюдную экскурсию! Остановимся на лучших веломаршрутах в Москве:

Москва-Сити – Парк Горького

  • Хороший маршрут для новичков пролегает по правому берегу Москвы-реки
  • «Москва-Сити» — набережная Тараса Шевченко — Бережковская набережная — Воробьёвская набережная — Воробьёвы горы — Нескучный сад — Парк Горького = 12 км.

Лесная прогулка: велопутешествие по Битцевскому лесу

-8

  • В летнее время можно насладиться природой и ароматом трав
  • От метро «Битцевский парк» вглубь леса по уровню вашей подготовки = 7,5 км.

Маршрут по набережным Москвы-реки

  • Живописные места без езды по автодорогам
  • Нагатинская набережная — Красная площадь — Большой Кремлёвский сквер — Кремлёвская набережная — Храм Христа Спасителя — Лужники — Аллея Славы — парк Красная Пресня — «Москва-Сити» = 29 км.

Экскурсия по Москве на велосипеде: от ВДНХ до Останкино

  • Экскурсия по павильонам, посещение Ботанического сада, огромная парковая зона
  • ВВЦ — Ботанический сад РАН — Сад Камней — Парк «Останкино» — Усадьба «Останкино» = 12,5 км.

Центральный маршрут

  • Большое количество московских достопримечательностей
  • Рождественский бульвар — Цветной бульвар — Страстной бульвар — Пушкинский сквер — Тверская улица — Новый Арбат — Патриаршие пруды — Садовое кольцо — Сад «Эрмитаж» = 9 км.

До парка «Сокольники»

  • Небольшой путь с большим числом достопримечательностей = 7 км
  • Устьинский сквер — Чистые пруды — Сретенский бульвар — Театр «Современник» — Комсомольская площадь — Парк «Сокольники».

Выводы

-9

Отсутствие безопасных условий для передвижения велосипедистов – большая проблема, о которой много говорят, но реализованных проектов намного меньше, чем слов. Неподготовленным велосипедистам в мегаполисе придётся несладко: ездить придётся либо на пешеходных дорожках, либо на линии, отведённой общественному транспорту, из-за неразвитой культуры придётся столкнуться с непониманием со стороны водителей и пешеходов. Но как показывает опыт других стран, слово велосипедистов играет огромное значение, именно они формируют спрос на развитие велокультуры. Выбрав проверенные маршруты и понимая сегодняшние реалии, можно получить от велопоездок только пользу для себя и для общества.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Знаменитые отели на колесах

Страны, где иметь машину слишком дорого

Лондон за 24 часа. Транспорт, метро, аэропорт, отели, цены, еда. Самое важное для поездки в Англию