Великий сыщик Шерлок Холмс, распутывая сложные дела, говорил другу Ватсону: "Ищите мотив преступления". У каждого нестандартного хода в искусстве тоже есть мотивы.
За каждым знаменитым художником стоит богатый и властный политик, которому выгодно покровительствовать именно этому мастеру.
Папа римский Юлий II покровительствовал Микеланджело, чтобы католический мир преобразился в барочное чудо на фоне унылого протестантизма Мартина Лютера.
Испанские, французские, короли, русские императоры - все они поддерживали им угодных живописцев. В этом нет ничего плохого, ведь художник, наделенный талантом творца, далек от деловых проектов, он всегда голоден и нуждается в поддержке. А власть имущим нужен проводник в вечность в виде мастера: скульптора, художника, музыканта.
Как же так вышло, что исключением на фоне всей исторической ретроспективы выступил неприметный испанец Пабло Пикассо, создавший абсурдный стиль, не требующий мастерства, определивший направление развития живописи на годы вперед и заработавший миллионы? И исключение ли он?
Было бы странно предположить, что никто не стоял за этим маленьким напористым человеком с внешностью вашего соседа по гаражу.
А стояли за ним сразу несколько сил, синергия которых привела к потрясающим результатам.
Рубеж XIX-XX веков - время войн и революций, передела власти и собственности, время, когда вчерашние торговцы, сколотившие капитал, рвались к власти не только путями силы, но еще и более тонкими методами: захватывая умы интеллигентных, думающих и ищущих слоев.
1. США. Гертруда Стайн.
Открытая лесбиянка из богатой семьи, которая переезжала из Европы в Америку и обратно.
Однажды расчетливая в финансовых делах Гертруда, прогуливаясь по европейской улочке, заглянула в художественный салон. Цены на полотна впечатлили. Переговорив с продавцом Гертруда сделала вывод, что коллекционирование Рембрандта и мастеров возрождения влетит в копеечку. "А это что за холст, и сколько он стоит?" - Гертруда показала на бело-зеленую мазню какого-то безвестного неудачника в дальнем углу зала. "А, это... тридцать франков. Забирайте," - ответил хозяин магазина.
И тут Гертруду Стайн осенило. С этого самого момента она стала покупать самые дешевые, самые захудалые работы, чтобы перепродавать их по баснословным ценам. Это был один из стартов экспрессионизма.
Гертруда Стайн пропагандировала "новую" живопись в США и Европе, ведь приняли же недавние скептики импрессионистов.
Здесь стоит сделать отступление и уточнить, что импрессионизм появился в противовес фотографии и одномоментно с новой, компактной упаковкой краски. Художники вышли на пленэр и выдали на-гора мощнейшее направление нового взгляда на живопись.
Так вот, почему бы экспрессионистам не прицепиться к ним, как вагонам к паровозу, ведь искусство не стоит на месте, экспрессионизм - просто следующий шаг за импрессионизмом.
И теперь Гертруда Стайн проектами и прямым содержанием поддерживала "таможенника" Руссо, Пикассо, Матисса и других художников третьего, четвертого ряда.
2. Европа. Амбруаз Воллар.
Один из самых известных и влиятельных арт-дилеров мира. Этот человек вовсе не был лишен вкуса, он был равнодушен к кубизму Пикассо, но бизнесмен всегда боролся в нем с эстетом. Воллар умел делать деньги и быстро понял, что продажи картин в США по протекции Гертруды Стайн - отличный заработок.
Так он начал поддерживать Пикассо, Шагала, Мунка, то есть всю ту шелуху от искусства, которая так хорошо переходила в коллекции пресытившихся реализмом богатеев.
Изначально Воллар продавал классическую живопись, чем привлек в свой магазин орлеанских принцев, короля Сербии, и множество особ с титулами, которые сделали имя и дали статус его магазину. Пользуясь огромным уважением света, Воллар впоследствии мог запудрить мозги любому покупателю.
Но он нашел еще один нестандартный и умный путь: иллюстрированное книгоиздательство.
Естественно, Амбруаз Воллар не продавал бульварные романчики. Он печатал коллекционные книги для богатейших персон. Лично отбирал лучшую бумагу, контролировал шрифты, переплеты. Издавал литературную классику, ведь любой читатель со вкусом согласится, что "Басни" Лафонтена или "Мертвые души" Гоголя критиковать глупо. А дальше шли иллюстрации сомнительных мастеров к этим книгам. Например, Пикассо иллюстрировал «Неведомый шедевр» Бальзака.
Пол Розенберг - антиквар и дилер, коллекционер, содержавший Пикассо практически с самого приезда испанца во Францию собирал предметы искусства с масонской символикой.
Ничего не замечаете?
3. Россия. Старообрядцы.
Не ожидали? Именно эта прослойка умных, богатых, но ущемляемых русских коллекционировала живопись и поддерживала художников.
Старообрядцы в царской России не могли получить офицерских чинов, платили двойные налоги и часто не имели другого выхода, как заниматься торговлей и промышленностью. Разбогатевшие, деятельные главы семейных кланов надеялись отстоять свои права, поэтому так рьяно начали бороться с царизмом, так запросто консолидировались с социалистами. Они находили разные варианты вложения средств, в том числе и в искусство, и тоже хотели покорять души развитой части общества посредством живописи, театра, скульптуры и музыки.
Павел Третьяков, Иван Морозов, Савва Морозов, Савва Мамонтов, Сергей Щукин, купцы Мараевы (Серпухов, самая большая галерея Подмосковья) - все они были старообрядцами. Конечно, далеко не все они бросились осыпать Пикассо банковскими билетами, но Сергей Щукин и Иван Морозов, раскладывая яйца в разные корзины (Щукину это впоследствии спасет жизнь), покупали холсты французского испанца. Именно эти работы мы можем увидеть сейчас в столичных музеях, ведь собрания старообрядцев национализированы.
Сейчас искусствоведы с энтузиазмом рассказывают о стиле кубизм, придуманном Пикассо и о его небывалом новаторстве.
О том, как Пикассо додумался раскладывать проекции объемных предметов на плоскости, словно превращая глобус в бумажную карту. О "детскости" его письма. Пикассо переходил от одной манеры к другой, создавая по три "шедевра" в день.
Но он был далеко не единственным, кто работал в таком стиле. Посмотрите работы Джорджа Руо или Мориса де Вламинка. С большой долей вероятности вы вообще не различите авторство.
Вернемся к самому Пикассо. Вся его биография - это художественное произведение. Большая часть фактов о художнике выдумана, начиная с момента появления на свет (когда мертворожденного Пабло оживил дядюшка). Большинство историй, связанных с художником - рассыпаются в прах при ближайшем рассмотрении. Они или не могут быть проверены, или противоречат друг другу.
Пикассо утверждал, что с юности писал как Рафаэль. И современные искусствоведы с радостью подхватывают эту цитату, слабо задумываясь, что это не так! Пикассо всего лишь посредственный художник-реалист, умениями которого воспользовались пропагандисты "нового искусства", дескать, смотрите: он может как Рафаэль, но это уже не актуально, настало новое время и вот - этот гений превзошел Рафаэля, и пишет по-новому.
Приехав в Париж из Испании Пабло не имел ни гроша в кармане. Поселился в самом дешевом месте: на Монмартре, начал водить дружбу с постимпрессионистами. В голодное время его содержал гомосексуалист Макс Жакоб.
Известна фраза Пикассо: "У меня нет друзей, есть только любовники". Проверить ее так же сложно, как и все остальные перлы художника. Вполне возможно, что она была сказана, чтобы в очередной раз шокировать публику и завести дружбу в определенных кругах.
Стоит отметить, что Пикассо отнюдь не продавал свои холсты как горячие пирожки, но уже вскоре после приезда во Францию начал покупать дворцы и замки.
Причем точное их количество - неизвестно. Имена продавцов и прежних владельцев также со временем затерялись. Точные суммы сделок, даже годы покупок в разных источниках отличаются.
Поэтому не будем приводить сомнительные даты. Посмотрите лишь на малую часть покупок:
Замок Буажелу в Нормандии; Вилла "Калифорния" в Каннах; замок Гримальди (Антиб) - предоставлен Пикассо муниципалитетом сразу после реставрации, сейчас это музей Пикассо; замок Вовенарг; 35-комнатная вилла в Мужене...
Но почему на фоне действительно гениального, но нищего Писсарро, голодного Ван Гога, полупомешанного от невзгод Мунка и прочих подобных, у Пикассо была такая роскошь?
Ответ не прост. Направляя Европу по ложному пути развития искусства, Америка не только не разрушила свою живописную школу, но и укрепила ее, обесценив и скупив полотна, являющиеся произведениями искусства. Посмотрите на современных американских, канадских, австралийских реалистов. Они на столетие опережают многих европейцев. Американские музеи, конечно, приобрели картины экспрессионистов, но не заполонили ими все выставочные площадки.
Спонсируемый десятками заинтересованных лиц Пикассо стал ложным маяком для десятков наивных художников: дерзайте, лепите мазню и будете покупать себе новый замок не реже, чем раз в два года. Этот миф поддерживается и сейчас.
Например, в наши дни во Франции есть два главных покупателя современной живописи и надежда большинства ныне живущих художников - Бернар Арно и Франсуа Пино (владелец аукциона Кристис).
И тот и другой поднялись на торговле, в частности, древесиной, стройматериалами, они владеют десятками лакшери-брендов, в том числе в модной индустрии, это Gucci, Marc Jacobs, Givenchy, Celine, Kenzo Christian Dior, Louis Vuitton, Moet.
Среди картин в коллекциях этих миллиардеров, естественно, есть и Пикассо, ведь пока еще он сохраняет флер престижа, и то, что люди такого уровня владеют картинами этого художника, поднимает цены на его картины.
Большая часть работ Пикассо до сих пор хранится в ячейках швейцарских банков. "Выбросить" все эти работы на рынок одновременно - значит полностью их обесценить.
И не случайно так вышло, что владельцы модных домов Франции стали покупателями подобных картин. Пресыщенная публика легко ведется на лакшери-фриков.
И картины Пикассо, не что иное, как подиумная мода, интересная лишь от избыточности и безвкусия.
В заключение скажу, что живопись давно идет совсем другим путем. На рубеже XIX-XX веков она рассыпалась в мозаику экспрессионизма, авангардизма, кубизма, фовизма, супрематизма, а потом восстала из пепла, став одновременно реальной и виртуальной. Живопись в наши дни выполняет две функции: украшение стен и украшение экрана. Задача живописца стала более сложной: создавать образы, одинаково интересные, захватывающие, умные и выигрышные в двух мирах: он-лайн и офф-лайн. Именно это путь - эволюционное, естественное развитие живописи.
И сложный, двойной реализм, screen&wall art, полностью сбитый с курса в нашей стране, сейчас как никогда востребован и актуален в мире по ту и эту сторону экрана.