Фильм «Беспечный ездок» в 1969 году стал сенсацией, обогатил язык кино новаторскими приемами, привел в студии независимых режиссёров, превратился в символ «нового американского кинематографа» и вызвал целую волну фильмов-ответов или подражаний.
Поначалу создатели (сценарист Терри Сазерн, продюсеры Боб Рафелсон и Берт Шнайдер, режиссер Деннис Хоппер) не воспринимали картину как что-то серьезное, принимая её за очередной байкерский боевик.
В первых сценах два мотоциклиста – Билли и Капитан Америка – перепродают кокаин продюсеру Филу Спектору и прячут деньги в бензобаках своих байков. Эта сделка превращает их в людей «вне закона». Движение героев с запада на восток знаменует их движение вспять против течения американской истории, соответственно меняются и пейзажи – от диких, менее освоенных, к урбанистическим. Всё путешествие – череда стычек героев с «нормальным» обществом, поводом для которых становится всего лишь их внешний вид. И финал – жестокая расправа, учиненная пьяным фермером (цитирующая «Бонни и Клайда»), – закономерное следствие того насилия, которым одержима современная цивилизация.
Фильм вызвал полемику, и её отголоски заметны в кино того времени. У многих, вставал, например, вопрос, так ли уж безобидны и несчастны эти герои, если они торгуют наркотиками?
В немецком фильме «Я группи» (1970) камера надолго задерживается на постере «Беспечного ездока» в сцене, где группа байкеров останавливаются на отдых в придорожной забегаловке. С собой они везут девушку, главную героиню, которая в конце, пройдя через разные контркультурные тусовки, гибнет от передозировки.
Сюжет американского фильма «Джо» (1970) выглядит как зеркальный по отношению к «Беспечному ездоку»: в нем показан мужчина из рабочих, который выходит истреблять хиппи после того, как один из них познакомил его дочь с наркотиками. По свидетельству современников, во время кадров расправы с хиппи молодые зрители в кинотеатрах иногда выкрикивали: «Ты нам еще попадешься, Джо!».
Зеркальным ответом на развязку «Беспечного ездока» являются последние кадры ленты «Парни в синей форме» (1973), где теперь уже длинноволосый персонаж, явно состоящий не в ладах с законом, на полном ходу стреляет через окно своего фургона в полицейского, который всего лишь хотел вернуть ему водительские права. Таким образом, теперь уже молодёжь показана виноватой в развязывании насилия.
Правда, этому предшествует целая цепочка эпизодов, где полицейские избивают хиппи и байкеров, запугивают их на допросах.
Кстати, на стрельбище полицейские в этом фильме используют постер «Беспечного ездока» в качестве мишени.
С другой стороны, талантливый роуд муви «Исчезающая точка» (1971) строился почти на том же сюжете, что и «Беспечный ездок», и в целом демонстрировал солидарность с его выводами. В нём, правда, вместо мотоциклистов главным героем был выведен автогонщик, который отказывается подчиняться властям и на полной скорости мчится по хайвеям из одной точки в другую. Его символический протест поддерживает чернокожий диджей. И, само собой, для всех главных героев это заканчивается плохо: общество не терпит аутсайдеров.
«Исчезающая точка» сам по себе культовый фильм с длинным шлейфом подражаний и ответов. Например, его очень ценил Квентин Тарантино.
Ещё на канале:
- 🏍 Мультфильмы 80-х, замешанные на рок-музыке
Французский фильм Барбета Шредера «Долина/Скрытый облаками» (1972), известный у нас по саундтреку Pink Floyd, тоже повествовал о движении вспять по оси времени: в поисках обетованной земли, откуда никто не возвращался, потерянного рая на земле, друзья-хиппи отправляются в тропические дебри, знакомятся с архаичными племенами и сами все меньше подчиняются законам цивилизации и все больше – инстинктам (похожий тип передвижения ещё встретится в «Апокалипсисе сегодня» Ф.Ф. Коппола – вспять против течения реки ко всё более диким областям Камбоджи и соответственно этому всё больше меняются герои). Ведет ли эта дорога к счастью, режиссёр не говорит, прервав повествование на том моменте, когда скрытая облаками долина предстает перед глазами друзей.