Найти тему
Большие идеи

Как привлечь внимание тех, кто не хочет вас слушать

Большинство выступающих на публике людей прекрасно понимают, что нельзя игнорировать враждебно настроенную толпу. Нет универсального способа справиться с ней, но ясно одно: нельзя игнорировать свою аудиторию. Более искусные ораторы — например, профессиональные политики — стремятся заинтересовать своих слушателей, ведь от этого зависит их (не-) успех. Но даже если вы не политик или чиновник, однажды может возникнуть ситуация, когда вам придется выступать перед толпой недовольных слушателей. Вот несколько советов на этот случай.

Будьте все время начеку. Прежде чем начать свою речь, каждый оратор должен понимать, что ожидает данная конкретная аудитория от этого выступления. Когда вы думаете, что люди могут быть враждебно настроены по отношению к вам, позаботьтесь о том, чтобы выявить мотивы их негативного отношения. Подумайте о контраргументах для своего выступления и будьте готовы воспользоваться ими в случае возникновения дополнительных неудобных вопросов.

Будьте гибким. Если кто-то осыпает вас критическими замечаниями, присмотритесь к этому человеку повнимательнее. Люди, которые хотят стать успешными ораторами, уже в начале своей карьеры учатся тому, как весело и непринужденно отвечать на подобные выпады (и здесь не обойтись без здорового чувства юмора). Можно парировать их, вступив в короткий диалог и закончить его шуткой. Это лишний раз покажет, что именно вы, а не ваш оппонент, владеете ситуацией. Но не затягивайте эти дебаты, вовремя вернитесь к основной теме вашего выступления. Нельзя передавать власть «толпе». Вы спикер, вас должны слушать.

Будьте решительным. Если слишком недовольных громких слушателей никак не успокоить, тогда предоставьте им слово. Постепенно переходите к финальному этапу своего выступления, но пообещайте аудитории вернуться к ее вопросам, как только закончите свою речь. Если и это будет невозможно сделать, откажитесь от запланированного сценария и продолжайте живой диалог непосредственно с аудиторией. Отвечайте на все вопросы четко и коротко. И сохраняйте спокойствие. Ваше излишне эмоциональное поведение только приравняет вас к толпе; а ваша уверенная речь укрепит веру в вас как к спикеру и как к лидеру.

Нет никаких гарантий того, что хоть какая-то из предложенных выше мер со стопроцентной эффективностью утихомирит недовольных слушателей. Требуется огромная доля терпения и выдержки, чтобы выступать перед толпой недовольных людей. Но повлиять на нее можно, только взяв ситуацию в свои руки. Если вы все еще контролируете положение — продолжайте свое выступление. Если же нет — лучше отойти в сторонку.

Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Джона Бадони в HBR Россия «Как привлечь внимание тех, кто не хочет вас слушать». Другие материалы о построении коммуникаций вы всегда можете найти в разделе «Карьера» на сайте hbr-russia.ru.

Подпишитесь на наш канал