Найти в Дзене
История. Факты+мысли

Вояж советских писателей на Беломорканал - комфортное путешествие в ад

Советская власть, все время своего существования, устанавливала всевозможные рекорды.
То, что многие из этих достижений являлись результатом геноцида собственного народа, мы узнали только после развала советского строя. Правда, немалая часть населения до сих пор ничего крамольного в действиях властей не усматривает, чувствуя только гордость за трудовой подвиг советских людей.
Им даже не кажется странным, что инициатором, контролером и куратором героических починов, зачастую, были карательные органы, сконцентрировавшие в своей орбите огромный резерв рабочих рук.
Так было и с грандиозной стройкой того времени – Беломорканалом – проложившем путь от Белого моря до Онежского озера.

Беломорканал - вечный памятник многочисленным жертвам. (фото из открытых источников)
Беломорканал - вечный памятник многочисленным жертвам. (фото из открытых источников)

Международный опыт возведения подобных сооружений в течение многих лет, только раззадорил товарищей из ОГПУ, заставив их пообещать партии и народу, что объект будет сдан в эксплуатацию в кратчайшие сроки.
Меч революции, в то славное время, держал в своих руках очередной железный нарком Генрих Григорьевич Ягода.
Этот человек свято верил в безграничные возможности людей, смыслом жизни которых, он сделал получение ежедневной лагерной пайки, поэтому на строительство канала пригнали арестантов со всех концов Советского Союза, начав с Белбалтлага.

Тов. Ягода с многочисленной свитой. (фото из открытых источников)
Тов. Ягода с многочисленной свитой. (фото из открытых источников)

При этом Генрих Григорьевич понимал, что работы придется вести в режиме жесткой экономии, и это с самого начала и до конца, самым ужасным образом отразилось на участниках процесса.

В условиях полного развала экономики, органы госбезопасности берегли для государства каждую копейку, отказывая заключенным в казенной экипировке и личных принадлежностях.
Люди работали в той одежде, которая была на них в момент ареста, поэтому часто можно было увидеть женщин в легких туфельках, или мужчин в сандалиях на рыхлом снегу.
Железные котелки, кружки и алюминиевые ложки тоже были в дефиците, поэтому баланду могли налить куда угодно, хоть в шапку, если она была. Самыми зажиточными людьми среди заключенных, были те, кому посчастливилось достать миску и ложку, так как их могли сдавать в аренду на 3-5 минут, но, в то же время, эти предметы быта приходилось тщательно охранять от попыток воровства.

Помимо чисто практических целей, возведение канала имело также идеологическую нагрузку – считалось, что здесь враги народа избавляются от чуждых и вредных идей в своем мышлении.

Чтобы процесс перековки протекал быстрее и стал максимально осмысленным, тяжелую технику, стоящую сумасшедших денег, решили не использовать, отдавая предпочтение ручному труду.
Простейших инструментов, таких как лопата, кирка и лом, тоже не хватало, поэтому землю копали руками, стоя по грудь в воде.


В то же время, во избежание саботажа, тов. Ягода ввел бригадный подряд, при котором из-за невыполнения ежедневного плана одним из его участников, продуктовая норма снижалась для всего коллектива.
Конечно, такие меры приводили иногда к убийствам, но людской резерв был единственной составляющей на Беломорканале, не имеющей никаких ограничений, поэтому на такие случаи смотрели сквозь пальцы.

Беломорканал XX век. Рабы на строительстве пирамид жили лучше. (фото из открытых источников)
Беломорканал XX век. Рабы на строительстве пирамид жили лучше. (фото из открытых источников)

Не будем расстраиваться, приводя цифры чудовищных потерь, при такой организации работ, обратимся сразу к светлой дате – 2 августа 1933 года.
В этот день, спустя 20 месяцев, состоялось торжественное открытие канала, протянувшегося в общей сложности на 227 километров.
Для сравнения, Суэцкий канал, длиной 160 км, проложили за 10 лет, о проекте на берегах Панамского перешейка, в данном случае, лучше вообще не вспоминать.

Для освещения такого события в литературе, собрали внушительную группу пролетарских писателей, предварительно отсеяв ненадежных и политически неграмотных тружеников пера.
Праздничную экскурсию оформили с пролетарским размахом, щедро, по-купечески.
Всю когорту мастеров художественного слова (всего 120 человек), поездом доставили в Ленинград, после чего пересадили на пароход, который отправился в плавание по только что открывшемуся каналу им. Сталина.
Во время путешествия, как наземного, так и водного, столы ломились от яств, за которые не надо было платить.
Правда, в поезде приходилось задергивать шторы, чтобы не видеть голодающих людей за окном, но зато на корабле, ничто не омрачало сознание поэтов и прозаиков – взгляд радовала безмятежная водная гладь.

Прибыв на место, именитые пассажиры не переставали восхищаться не только грандиозностью сооружения, но и педагогическим даром сотрудников карательных органов, сумевших перевоспитать сотни тысяч оступившихся людей (тот факт, что состав строителей неоднократно обновлялся, остался, якобы, не замеченным).

Нет смысла перечислять всех участников этой продуктовой оргии, достаточно сказать, что среди них было много авторов, чьи романы, в 70-80 годы, читатели могли достать, сдав определенное количество макулатуры.
Кстати, среди них нашлись и два иностранца – бывший князь Святополк-Мирский и Бруно Ясенский, которых после визита в Балтлаг, конечно, за границу больше не выпустили, а в 1937-38 гг. расстреляли.

Коллективное фото писателей и публицистов. (фото из открытых источников)
Коллективное фото писателей и публицистов. (фото из открытых источников)

Возвращаясь к сытой и беспечной прогулке по Беломорканалу, стоит напомнить, что в тот же период, в стране погибло от голода несколько миллионов человек и людоедство стало обычным явлением.

Однако ничего этого не хотела замечать и вторая партия писателей, высадившаяся на тех же берегах в январе 1933 года, чтобы написать книгу о строителях канала и воспитателях в кожаных куртках.
В этом был крайне заинтересован товарищ Ягода, поэтому главным редактором бестселлера тех лет, стал Максим Горький.

Вообще этих двух персонажей связывали теплые, искренние отношения – сердце дрогнет, если почитать их дружескую переписку, длившуюся годами.

Когда это издание вышло в свет, тот же Горький отметил
важное социальное значение книги, призывающей встать на путь исправления и открывающей читателю смысл воспитательной работы советских государственных органов правопорядка.

Два искренних друга - подхалим власти и ее палач. (фото из открытых источников)
Два искренних друга - подхалим власти и ее палач. (фото из открытых источников)

Спустя много лет, когда о репрессиях, в школьных учебниках, стали писать, как о «перегибах на местах», кто-то из западных журналистов упрекнул известного советского писателя в полной зависимости от пожеланий товарищей из ЦК.
Мастодонт отечественной литературы ответил, что
«наши люди пишут по зову сердца, а оно принадлежит коммунистической партии».
Если принять эти слова на веру, то самым душевным произведением можно считать коллективное творчество «наших людей» о Беломорканале имени товарища Сталина.

Зорин-Киссинджер: разногласия по национальному вопросу

Атака на Юхнов - кто ответил за подвиг подольских курсантов

Малоизвестные обстоятельства парада на Красной площади 7 ноября 1941 года

Миф о железном порядке при товарище Сталине

Поддержите канал, поставив "лайк" и подписавшись, если понравилась статья.