Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Самые сложные тексты на ЕГЭ 2020 по русскому языку

Красноярск. Енисей. Фото из личного архива автора.
Красноярск. Енисей. Фото из личного архива автора.

ЕГЭ 2020 по русскому языку, которого так долго ждали, сдан, но на многочисленных форумах ещё долго будут обсуждать задания и, главное, тексты, по которым требовалось написать сочинение. Вот и в комментариях к предыдущей статье на моём канале многие читатели продолжают делиться впечатлениями. Некоторые (чаще всего родители учеников, как я поняла) высказывают недовольство по поводу текстов, которые в этом году попались одиннадцатиклассникам на экзамене.

Досталось тексту В.Солоухина "Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление". Основная претензия: мы живём не в Москве, у нас есть свои памятники, зачем нам описывать чужие? Посмотрела текст: простой, понятный, с ясно выраженной авторской позицией (важно сохранять памятники старины - это наши корни, которые в тяжёлые моменты "дадут спасительную влагу"). А в обосновании согласия с авторской позицией можно и о памятниках своего города написать.

Чаще всего жалуются на текст В.Пескова о реке Днепр ("Веками Днепр с притоками был водной дорогой с юга на север, главной частью знаменитого водного пути "из варяг в греки"). Здесь уже интереснее: в начале текста автор размышляет о важности реки для жителей страны (транспортная артерия, сельское хозяйство, электричество, источник вдохновения для художников и писателей), а потом рассматривает Днепр как место сражений в великих войнах. Поэтому мнения пишущих разделились: кто-то утверждает, что надо было писать исключительно о войне (сила духа, героизм), а другие - именно о реке, её месте в истории России. Я думаю, правы и те и другие, но если у кого-то есть официальные "ключи" к этому тексту, поделитесь, коли не жалко (я не нашла). Самая большая странность этого отрывка: он попался на экзаменах и 6, и 7 июля (вопрос к ФИПИ: а что, так можно было???).

Много текстов в этом году связано с темой искусства, творчества, писательского мастерства и т.д. На мой взгляд, в условия стресса и жары небезосновательно могли показаться сложными очерки о народной эстетике из сборника Василия Белова "Лад". Оттуда были взяты для экзамена сразу три текста:

  • Великое искусство потому и зовут великим, что оно понятно для всех, по крайней мере, для большинства. Вовсе не обязательно быть докой-специалистом, чтобы читать “Войну и мир” или смотреть и слушать “Лебединое озеро”.

- Какова жизнь? — спрашивают при встрече.

- Все ладно.

  • Ответ один, если действительно все ладно. Хорошую жизнь пронизывает лад, настрой, ритм, последовательность в разнообразии. Такой жизни присущи органичная взаимосвязь всех явлений, естественное вытекание одного из другого.
  • Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.

Из того, что я успела просмотреть, реально самым сложным мне показался текст В.Быкова "Когда-то в годы войны мы, молодые тогда люди, познавшие жизнь именно в форме жестокой войны, привыкнув к ней, даже не замечали ее постоянно и незримо давящего на сознание пресса, мы сжились с ним и просто не могли себя ощущать иначе". Сложным не для понимания, а именно для сочинения в формате ЕГЭ. Зацепиться не за что: вот автор рассуждает об обретении смысла жизни после войны, а вот уже об избирательности человеческой памяти, тут же о недопустимости смешения жанров, об истинности таланта писателя и т. д. То есть проблем можно выявить много, а полноценно их проиллюстрировать, как того требуют эксперты, не получается. Один выпускник даже подумал, что ему по ошибке попались отрывки из разных кимов. Скорее всего, это произошло оттого, что текст нещадно сократили, выбросили отдельные слова и целые абзацы, по итогу мысль автора потерялась. Я нашла текст Василя Быкова целиком. В статье "Главный жанр литературы" писатель объясняет, почему 50-60-е годы были временем расцвета повести, а в 80-е главенствовал роман, прослеживает трансформацию жанра. Но из урезанного фрагмента этого, конечно, не понять. ФИПИ ставлю двойку за такую работу.

Думаю, текст Василя Быкова ещё посоперничает с прошлогодними "лопатами" за звание самого трудного на ЕГЭ (выпускники 2019 года, теперь вы поняли, что такое сложные тексты?). Сочувствую тем, кому попался данный отрывок, и надеюсь на милость и щедрость проверяющих. Как говорят знакомые эксперты, у них строгие указания по поводу формулировки проблемы: стараться искать зацепки, натягивать сову на глобус, но трактовать в пользу ученика. Поэтому не расстраиваемся раньше времени, ждём баллы. И конечно, удачи всем на математике и других профильных экзаменах!

Мои комментарии к тексту В.Арсеньева "Путешествие по тайге" размещены здесь.

С обзором самых "проблемных" текстов, которые встречались на ЕГЭ по русскому языку с 2015 по 2019 год, можно ознакомиться здесь.

Также предлагаю вашему вниманию статьи, опубликованные на канале прошлым летом (из раннего творчества, так сказать):

В защиту ЕГЭ

Если родители требуют от репетитора определённого количества баллов на ЕГЭ

Категории учеников: "акулы", "танки", "короли" и другие