Современный читатель пресыщен литературой самого разнообразного содержания и качества – художественной, научно-популярной, прикладной, развлекательной, познавательной, развивающей… В этом стремительном потоке быстро меняющихся интересов бедные авторы теряют ориентиры и не знают, чем угодить, удивить, поразить свою потенциальную или уже сложившуюся аудиторию.
Среди художественных произведений в последние десятилетия особым успехом пользуются истории про пападанцев, книги в стиле фэнтези, а также комиксы про супергероев (которые, впрочем, не тянут на высокое звание художественной прозы, однако мы их включили в данную группу по причине их раскрученности). Все вышеперечисленные жанры можно условно назвать одним словом – янг-адалт, то есть молодежная литература, которая в последнее время стремительно набирает обороты. К сожалению (или к счастью?), многие авторы при написании своих книг ориентируются именно на данную возрастную группу, подделываясь под ее капризные вкусы и быстро меняющиеся интересы.
В свете вышесказанного современному автору ничего не сто́ит стать оригинальным и даже популярным. Для этого достаточно написать нехитрую историю с простым сюжетом, красивым языком и харизматичным героем. Как это сделал, например, французский поэт Э. Ростан, когда в 1897 г. создал своего культового «Сирано де Бержерака». Причина успеха этой пьесы проста: колоритный персонаж, великолепные стихи и незамысловатая интрига в виде любовного треугольника. Вероятно, читающая публика того времени уже успела устать от запутанного натурализма Г. де Мопассана и социального реализма Э. Золя и поэтому с жадностью набросилась на историю про старую добрую Францию времен трех мушкетеров. И если в наши дни вдруг появится нечто подобное – например, какой-нибудь роман в духе А.С. Пушкина – то, вероятно, произведет на отечественную читающую публику такой же эффект, как и Сирано де Бержерак – на французскую.
Авторы XXI в. соревнуются в сложности, изобретая новые фэнтезийные «миры» в духе звездных войн или Средиземья, а между тем читатели, кажется, устали от обилия новых вычурных (и к тому же несуществующих) географических названий, изощренных волшебных артефактов, разнообразных способностей героев, их запутанной генеалогии и т.д. Поэтому современный писатель не прогадает, если сочинит, например, какую-нибудь обыкновенную жизненную комедию с простой, светлой иронией без пошлости и плоского юмора. Другой вариант – качественный детектив, который никогда не надоест читателю. В последние десятилетия с этим жанром произошли две необычные метаморфозы: интрига с преступлением либо тонет в бытовых мелочах и приземленных реалиях, либо окутывается туманом мистики.
Возможно, остроумный автор, который найдет в себе силы избавиться от того, и другого, добьется некоторого успеха на данном поприще. Главное в детективе – это интересный герой, а также внятный сюжет. Читателя интересует, в первую очередь, работа маленьких серых клеточек сыщика (не только Пуаро), а не потусторонний эффект.
Любовные романы и романтические истории для женской аудитории так же, как и детективы, никогда не потеряют ни в популярности, ни в актуальности. Сто́ит современному автору предложить читателю захватывающую чувственную историю без пошлостей в духе «50 оттенков серого» и с рейтингом ниже 18+, и он как минимум сразу привлечет к себе внимание.