Без сомнений, «The Last of Us: Part II» — очень приятное событие в 2020 году. Игра шумно открывает предстоящее десятилетие игровой индустрии и, возможно, встанет в авангарде «новой волны». Внутри произведения легко нащупать сходства с киноискусством и вот почему.
Талантливые авторы
«The Last of Us: Part II» анонсировали еще в 2016 году. Изначально, авторы планировали пойти по прибыльному пути других игр, создав многопользовательский режим. Но ближе к релизу от этой идеи отказались, а оставшиеся силы, видимо, направили на укрепление и усиление одиночной кампании.
Благодарить за игру следует компанию Naughty Dog — дочку Sony Interactive Entertainment, которая выпускает эксклюзивы для Playstation. Прежде всего Naughty Dog известна серией игр «Uncharted» и оригинальной частью «The Last of Us», которая получила множество наград, в том числе в номинации «Игра года».
Продюсером и сценаристом «The Last of Us» был Нил Дракманн — креативный директор и нынешний вице-президент Naughty Dog. Ему же и пришлось развивать продолжение.
Однако, чтобы добавить драмы и наполнить персонажей убедительным бэкграундом, соавтором Дракманна стала Хэлли Гросс, известная широкой публике благодаря написаниям сценариев к телесериалам «Мир Дикого запада» и «Банши».
Гейм-дизайнером игры остался Энтони Ньюман, работавший над первой частью. Усилил команду дизайнер и режиссер Курт Маргенау, для которого первой крупной игрой была «Uncharted 4: путь вора».
Музыкальное сопровождение для «The Last of Us: Part II» писал композитор Густаво Сантаолалья, работавший также над оригинальным саундтреком первой части. Этот аргентинский маэстро является еще и двукратным лауреатом премии «Оскар» за музыку к фильмам «Горбатая гора» и «Вавилон».
Преимущества «живой» истории
Утечка игрового процесса в мае 2020 года, которая частично раскрыла основные сюжетные повороты, прошла мимо меня. Поэтому продуманные перипетии я воспринимал с восторгом и восхищением.
Я не буду детально разбирать преимущества сюжета, скажу только, что история в рамках человеческих чувств и отношений выглядит просто огромной. Как и подобает хорошей драме, сюжет развивается в небольшом пространстве, что помогает ощутить переживания героев сильнее, а погрузиться в мир глубже.
Еще одним преимуществом игры смело можно назвать профессиональную режиссуру, которую зрители привыкли наблюдать на больших экранах кинотеатров.
Абсолютного новаторства здесь, конечно, нет, как нет его во всем современном искусстве. Однако, тот метод, с помощью которого идет повествование «The Last of Us: Part II», весьма оригинальный и в других играх не встречается.
Двигатель всей истории — месть. Ее здесь оправданно много. Напомню, что месть развивала многие успешные голливудские истории: «Гладиатор», «Банды Нью-Йорка», «Выживший», «Железная хватка» и другие.
В основе движения истории лежат действия персонажей. На все вопросы даются ответы путем совершения того или иного поступка — такой метод используют в киноискусстве.
Еще одна уникальность «The Last of Us: Part II» — ее запрограммированный талант менять настроение и отношение к главным героям. На самые волнующие и острые темы здесь всегда предлагают посмотреть с разных сторон, что бескомпромиссно оправдывает эмоции, которые авторы хотели вызвать у игроков.
Харизматичные персонажи
Главный персонаж в «The Last of Us: Part II» — Элли. Ее судьба тесно переплетается с судьбами множества других героев, чьи мотивы, сюжеты и цели совершенно иные. Жирный плюс в образах героев — характер и поступки с собственной мотивацией и без клише.
Раскрываются персонажи постепенно, вплоть до самого финала. Поэтому эмпатия к героям может часто меняться по ходу. Упущения, когда персонажи перестают развиваться и стоят на месте, здесь нет — достаточное внимание оказывается всем героям.
Кроме полюбившегося Джоэла, фигурируют и другие герои из первой части: брат Джоэла — Томми, а также Нора из Цикад.
Новых интересных персонажей здесь довольно много. Особого внимания требует Дина — именно с ней целуется Элли в трейлере. «Почему? WTF? Фу...ЛГБТ-пропаганда» — таких реакций не должно возникать, если постараться понять персонажей, поставить себя на их место (даже если вы другого пола), осознать их воспитание, изучить мир, в котором они живут, представить, через что прошли герои и какие мысли могут проникать в сознание подростков, переживших события первой части.
Другие колоритные и харизматичные действующие лица будут появляться не просто так, а с определенной целью — для продвижения общего сюжета, своей истории, а также для раскрытия главных героев с непривычных точек зрения.
Увлекательный процесс игры
Строгость и хладнокровность геймплея сопоставима с оригинальной частью. Проходить игру лучше на средней сложности, иначе можно разочароваться в умственных способностях противников.
Процесс все также сфокусирован на элементах стелса и выживания. Большую роль сыграет напряженность, интерактивность и реализм — об этих сильных сторонах неоднократно высказывались и сами разработчики.
Нововведения дадут возможность просачиваться в узкие проёмы, забираться под машины, взаимодействовать с окружающей средой и скрываться в траве. Для большей реалистичности боев, которых здесь предостаточно, был улучшен искусственный интеллект противников. Теперь враги переговариваются между собой при помощи свиста и сленга, сообщая местоположение игрока и называя друг друга по имени.
Одной из ключевых особенностей в игре также является предоставление игрокам множества вариантов боя. Конфронтация — не единственный способ пройти локацию с врагами, у игроков также будет возможность прокрасться мимо или сбежать. Иногда игра сама подсказывает, что побег — один из самых разумных выходов.
В «The Last of Us: Part II» также появятся новые виды заражённых. Они представляют опасность не только для Элли, но и для её противников, а борьба будет идти на два фронта — как против заражённых, так и против людей.
В свою очередь, в игре доработали и расширили систему крафтинга, добавили новые типы оружия: лук с разрывными стрелами, различные бомбы и ловушки. Теперь, чтобы улучшать боевые характеристики создаваемого оружия и инструментов, придется читать справочники по медицине, ножам, бомбам. Всего таких коллекционных книжек в игре больше десятка.
Игроку также придется быть предельно осторожным со здоровьем: если в Элли вонзится стрела, то она останется в теле до того момента, пока не удастся её вынуть, в противном случае здоровье будет стремительно ухудшаться.
Помимо драматической составляющей, особенностью игры является темп и ритм. «The Last of Us: Part II» хорошо понимает игроков, предлагая своевременно пострелять и насладиться экшеном. Когда же пальба и насилие, которого здесь в избытке, начнут утомлять, внимание переключится на интереснейшие диалоги и безупречно поставленные сцены. В других эпизодах игрокам предлагают прогуляться по красивым локациям, которые нужны не только для поисков трофеев и пасхалок, но и служат трамплином для раскрытия персонажей и помогают найти ответы на накопившиеся вопросы.
Невероятное погружение
Окружающий мир стал более обширным, реалистичным и обогащенным различными деталями, хотя на этот раз не придется путешествовать через всю страну. В найденных записках жителей города игроки узнают множество интересных историй, которые дадут еще больше информации о мире.
Внутри интересной истории и на фоне постапокалиптического антуража, проработанного до мельчайших деталей, тот или иной персонаж принимает собственные решения и не ждет размышлений от игроков. На первом месте здесь эмоции живых персонажей и только их мотивация. Нам предлагают проникнуть в мир героев — понять их слабые места и мотивы. Если у вас получится нырнуть так же глубоко — погружение гарантировано не только в фантастический мир, но и в мир интересных людей.
Локации в игре значительно расширились и рассчитаны на вертикальный геймплей, а сражения в ближнем бою стали намного интенсивнее — у игрока теперь есть больше выбора при подготовке к столкновению с противниками в беспрецедентно реалистичном мире. Отвлекающие маневры, ловушки, «живые щиты» и маскировка — станут отличными методами борьбы.
Как я уже говорил, чем скромнее сеттинг, тем сильнее игроки и зрители проникаются историей. В игре основное действие не выходит за рамки Сиэтла, что позволяет максимально прочувствовать и ощутить себя в жестоком постапокалиптическом мире, где на каждом углу поджидает опасность. Хоть игра и линейна, иногда появляются ложные мысли о вседозволенности, но это только потому, что архитектура уровней здесь превосходная.
Здесь есть множество захватывающих объектов, которые придется исследовать: городские разрушенные ландшафты, поселения выживших, больницы, эпицентры заражений, музеи, корабли, тоннели в метро, небоскребы, подвалы, реки и даже океан. Стоит отметить высококлассную детализацию, благодаря которой даже самый скучный заросший парк окажется аутентичным произведением искусства.
Искать верные пути в этих локациях придется в кромешной тьме, с фонариком или под лучами естественного света. Погода здесь тоже предстанет самой разной: будут и снега, и дожди, и солнечный зной.
Игра — искусство
Почему я сравниваю игру с искусством? Эмоции, эмоции и еще раз эмоции. Обозреватель игромании Алексей Пилипчук отметил, что сюжет в некоторых местах очень и явно давит на эмоции. Но разве это не новая ступень в развитии компьютерных игр? Обозначение «давит» можно переиначить — сюжет «вызывает» эмоции. Перебор? Ну и хорошо. «The Last of Us: Part II» уходит от стандартов, объединяя сильные стороны компьютерных игр, драматургии и кинематографа.
Очевидно, что историю придумали не только ради удовольствия и развлечения, но и для полноценного погружения в мир персонажей, как это делают в кино и литературе.
P.S. о кинотеатрах будущего
Возможно, в будущем кино станет еще более интерактивным. Появляются картины вроде «Черного зеркала», вовлекающие зрителей в процесс — очевидный пример симбиоза игры и кино. В компьютерные игры тоже заглядывает большое кино. Мы уже знакомы с интерактивными детективами: «Детройт: стать человеком» и «Скрытая повестка».
А в «The Last of Us: Part II» мы столкнулись с голливудским уровнем режиссуры и бескомпромиссном скачке в искусстве видеоигр.