Перфекционизм или желание все делать безупречно вообще свойственен тем, кто отдает много сил и времени своей работе. Но всегда ли это ценится окружающими? Как выяснилось, бывает и так, что коллектив буквально стонет от такого подхода к делу. Как это произошло у Лиды, работавшей менеджером в продуктовой компании.
Здравствуйте! Я психолог, в своем блоге публикую истории, написанные на основе вопросов и проблем, которые часто встречаются в психологической практике.
Здесь вы можете получить комментарий психолога к своей истории. Для этого надо подписаться на мой канал и описать свою ситуацию и вопрос - под любой статьей или на почту nadya@dvoskina.ru
«Вчера меня вызвала начальница и прямыми словами сказала — не нужно страдать перфекционизмом, все у нас работает хорошо и чрезмерно убиваться на рабочем месте не стоит», — с удивлением и некоторой растерянностью рассказывает Лида.
«Я сильно задумалась, а с чего вдруг такая забота обо мне? Обычно-то начальство, наоборот, только поощряет, когда сотрудники остаются на рабочем месте лишнее время, стараются доделать все до конца. И вдруг — такой совет.
Есть подозрение, что если я расслаблюсь, то через какое-то время она сможет меня просто уволить за то, что не справилась с рабочими задачами, и эта ее рекомендация — прямое вредительство».
Тем не менее, коллега Лиды оказалась несогласна с такими выводами. Она тоже считала, что излишнее рвение только добавляет напряжения в работу коллектива, что даже если все сделано не идеально — оно вполне работает, а вот постоянные переделки документов всем отделом по настоянию Лиды, наоборот, всех только бесят.
«Скажите, как понять, как верно действовать в такой ситуации?»
Комментарий психолога к истории
В этой истории, на мой взгляд, смешано два вопроса. Один — про перфекционизм и то, нужен он в работе или только мешает. Второй — про то, как вести себя в коллективе.
Перфекционизм или стремление достичь наилучший, идеальный результат (причем, возможно, не только в работе) может быть направлен на себя и свои действия или на окружающих и их действия — другими словами, различается вопрос «Кто должен быть идеальным — я, другие или мир в целом?».
И если высочайшие требования человека к себе самому коллектив еще может принять более-менее спокойно, то второе (когда требования обращены к окружающим) намного чаще вызывает протест. И это вполне естественно — мало кому приятно, когда его заставляют или убеждают переделывать снова и снова какой-нибудь документ.
Другими словами, постоянные требования к окружающим действительно могут быть раздражающими и мешающими общей работе. И тут, возможно, начальница и озвучила эту проблему.
Может ли быть, что начальница хотела навредить? Да в принципе, может, конечно. Невозможно сказать, что у другого человека в мыслях. Отсюда вытекает второй вопрос — как вести себя в сложившейся ситуации?
На него я бы ответила следующее — очень важно понимать, чего именно вы хотите добиться в результате.
Помните диалог с Синей Гусеницей в «Алисе в стране чудес»: «А куда ты хочешь попасть? — Да все равно. — Тогда все равно, куда идти». Так вот, главное — определиться с целью.
Если ваша цель — поддержать хорошие отношения с коллективом, можно попробовать поговорить с коллегами и узнать их реакцию на ваши действия. Возможно, кстати, что это именно они попросили начальницу «поумерить ваш пыл».
Если цель — карьерный рост любой ценой, то поведение может быть вообще принципиально другим — например, с подключением вышестоящего начальства. Но тут нет общих рецептов — важно разбираться с конкретной ситуацией.
Единственно, что хотелось бы добавить, что в целом жить с перфекционизмом довольно сложно: приходится постоянно тянуться к очень высокой планке, и на это могут уходить все силы и время. Такое поведение воспитывается в ребенке с детства, и избавиться от такого довольно искаженного восприятия реальности можно, обратившись к психологу.
Кстати, интересную историю о рабочих взаимоотношениях разбирали и подписчики моего инстаграмма — о том, что делать, если на место вашей начальницы назначили вашу ученицу, притом далеко не лучшую. Почитайте — там уже довольно много интересных и разных мнений. И будет интересно узнать еще и вашу позицию.
И напоминаю, что если вам требуется консультация психолога онлайн, вы всегда можете зайти на мой сайт и оставить свои контакты в форме заявки или же просто написать мне на адрес nadya@dvoskina.com (эта услуга платная, цены можно посмотреть на сайте).
Если хотите продолжить читать истории из психологической практики, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Фото: pixabay.com