«Альтернативное лечение»: шарлатанство или реальная помощь?
После осмотра месячного ребенка был выявлен ряд небольших проблемок, вернее, особенностей, точнее — пограничных отклонений от теоретической идеальной нормы. Во-первых, физиологическая желтуха, которая появилась на третьи сутки жизни в роддоме и постепенно угасала. Но ребенок находился на грудном вскармливании и отлично себя чувствовал, а значит, эта небольшая иктеричность кожи и склер никакого лечения не требовала.
«Можно ничего не делать с желтушкой, она пройдет сама», — сказал я родителям. «Спасибо, доктор, — ответила мама. — Правда, предыдущий доктор назначил нам по поводу желтухи пить “г-ну”». Я развернул инструкцию и узнал, что «г-на» — это «комплексный гомеопатический препарат, оказывающий гепатопротекторное действие». «Нам ее продолжать пить или не надо?» — поинтересовался отец.
Я запнулся. Вот черт! Многие врачи, работающие в российской системе, обожают подыгрывать тревожным родителям и назначают ненужные лекарства, часто плацебо — например, гомеопатию и разные БАДы. Назначают по любому поводу, лишь бы что-нибудь выписать — т. е. не оставить пациента «без лечения». Ведь если сказать, что, мол, пройдет само, то ты как бы проявляешь небрежность. А если назначил хоть что-то — значит, пытаешься помочь решить проблему. (У меня, правда, всегда остается вопрос: в курсе ли сам доктор, что он назначает плацебо?)
Еще загвоздка в том, что нужно соблюдать коллегиальность. Если ты выскажешь скепсис насчет назначений предыдущего доктора, у пациента, скорее всего, сформируется недоверие к врачам, которое обязательно коснется и тебя. Поэтому в итоге я сказал родителям, что вреда в препарате «г-на» нет и можно попить, хотя желтуха пройдет сама и без нее. «Ну тогда мы допьем ее, все равно купили», — подытожил папа.
Однако поехали дальше. У ребенка немного гноился правый глазик — с рождения «стояла» слеза. Я предложил: «Давайте будем его промывать по мере необходимости, покапаем левомицетиновые капли, поделаем массаж слезного мешка. Если к 3 месяцем глазик не пройдет (так принято у нас, а в США, например, ждут до 6 месяцев), тогда, возможно, потребуется окулист и, возможно, мини-операция — бужирование слезного канала».
«Понятно, — как-то неуверенно произнесла мама. — Но предыдущий врач сказал, что нам обязательно нужно посещать остеопата — он что-то сделает с глазиком, и тогда можно будет точно обойтись без операции». Остеопата?! Вот блин, — думаю я. Этот «предыдущий» врач фактически заминировал за собой все поле для моей деятельности. Куда ни сделаешь шаг, всюду взрыв… «С вероятностью 80 %, — говорю, — глазик пройдет без особого лечения. Но вреда от остеопата, безусловно, не будет (коллегиальность!), не считая немаленьких расходов».
И наконец последняя проблемка: пупочная грыжа. Действительно, у ребенка было расширено пупочное кольцо, при крике пупок немного выбухал. Это частая особенность детей грудного возраста, у большинства в ближайшие месяцы проблема исчезает сама. Заклеивание пластырем или специальные бандажи не очень эффективны, а иногда даже опасны — под ними зачастую возникает мацерация и даже местная инфекция.
Ущемление пупочной грыжи происходит крайне редко, поэтому хирурги рекомендуют операцию только если грыжа не проходит к школьному возрасту. То есть опять же — лечить не надо, пройдет само. Объяснил все это маме. Но маме опять что-то не понравилось. «А как же бабка?» — возмущенно взглянула на меня она. «Эм-м-м… какая еще… бабка?». И тут интеллигентная мама, инженер по специальности, выдала: «Предыдущий доктор рекомендовал обратиться к специальной бабке — она заговаривает грыжи. Врач сказал, что у всех его пациентов, кто обращался к этой бабке, пупочная грыжа прошла!».
Атас, вот это реально беда. Дипломированный специалист с высшим медицинским образованием направляет пациента к «бабке» (!). Хотя надо отметить, что из всего списка проблем, с которыми раньше посещали пресловутых «бабок», заговаривание «пупковой грыжи», сегодня осталось чуть ли не единственным пунктом. Но осталось.
Спектр методик варьирует от разового посещения с прикладыванием медной монетки или курса из десяти визитов с бормотанием заклинаний (заговора). Эффект чаще всего действительно есть — грыжа проходит. Что, в принципе, происходит и без заговора в подавляющем большинстве случаев. Но здесь важен драматический эффект. Чаще всего это описывается так, будто прямо на глазах пупочная грыжа втягивается и исчезает безо всяких следов. Как назло, до сих пор никто не догадался заснять на видео эти доказательства. Поэтому каждый раз приходится верить на слово.
Итак, с одной стороны, пупочная грыжа, как и многие другие проблемы, с высокой вероятностью пройдет сама по себе. С другой стороны, тревожные родители и родственники не хотят ждать, пока пройдет само, они хотят помочь ребенку любыми доступными средствами, пусть и дорогостоящими, пусть и нетрадиционными.
И всегда найдутся «целители», которые с удовольствием воспользуются наивностью и страхами родителей, и наплетут, и испугают, и выкачают побольше денежных средств… Но вот я пишу эти строчки и начинаю думать про своих коллег. А судьи, как говорится, кто? Святые ли мы, педиатры? Ничуть…
Чем, например, отличается доктор от той же «бабки», когда назначает при обычном ОРВИ, которое пройдет само по себе, многочисленные интерфероны-якобы-иммуномодуляторы и/или гомеопатические горошки? Или когда лечит младенческую колику назначением бесконечных препаратов от дисбактериоза? Или раз за разом предписывает повторные УЗИ головного мозга, анализы на лямблии и дисбактериоз, посевы из носа, обследование слюны на Эпштейна – Барр, герпес 6-го типа и цитомегаловирус?
Получается, что все мы немного «бабки». Периодически «лечим» то, что проходит само. Иногда просто чтобы снизить тревогу и дать облегчение людям. Иногда — чтобы у пациента не было повода идти за помощью, которую «ему не оказывают», к целителям и бабкам, которые могут высосать все деньги. Иногда — искренне заблуждаясь. Но надеюсь, что крайне редко мы делаем это ради денег.
В итоге к «бабке» родители сходили, пупочную грыжу заговорили… Они решили и дальше наблюдаться у «предыдущего» врача, чьи советы им помогли. Я не расстроился. Каждому свой доктор.
Михаил Никольский специально для Apteka.RU