Найти тему

Загадка… Каков же ответ?

Оглавление

Уникальная возможность показать детям мир, объяснить сложные вещи простыми, знакомыми им словами. Загадки… Ярко, оригинально, выразительно и образно представить все летние явления детям помогут именно они.

Польза неисчерпаема

Загадка — это своего рода игра, которая учит детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают ум, способность к анализу и обобщению, сообразительность, приучают к рассуждению и доказательству.

Загадка, говоря просто, это изображение предмета через другой. Летом мы с детьми чаще бываем на природе, можем вместе понаблюдать за жизнью животных и растений. Этот мир вокруг — обширная тема для загадок.

Итак, главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Да, загадки развивают мышление, воображение и логику. Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь, углубляя и уточняя знания о предмете. При отгадывании у ребенка начинает появляться особый образ, мысленно «рисуется картинка», что приводит к верному результату.

Загадки — это: тренировка памяти, наука концентрации внимания, прекрасная возможность сделать ребенка более усидчивым. Это расширение словарного запаса и активная стимуляция образного мышления, увлекательный способ познакомиться с окружающим миром.

Докажи…

Основная задача знакомства детей с загадками — научить ребенка самостоятельно мыслить, сравнивать, обобщать, понятно излагать свое мнение, находить оригинальные выходы из нестандартных ситуаций.

Обсуждая загадку, выделите вместе с ребенком главные признаки, по которым можно узнать отгадку. Он становится наблюдательнее, появляется тяга к знаниям, улучшается сообразительность. Главное во всех загадках — сам процесс отгадывания.

Если ребенок отгадал, спросите: «Почему ты решил, что это …?» Иногда дети дают очень оригинальные отгадки! Каждую загадку интересно и полезно обсудить с ребенком. В своей книге о загадках преподаватель Юлия Георгиевна Илларионова рекомендует при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна.

Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. Загадки обогащают знания ребенка, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.

Почему?

Самое важное — правильно подобрать загадку. Если переоценить знания ребенка и подобрать слишком сложную, то из интересного досуга отгадывание быстро превратится для него в скучное, неинтересное занятие. Как, впрочем, и слишком простые загадки, которые быстро лишают детей энтузиазма.

Не спешите дать ребенку единственный правильный ответ на загадку. Бывает, загадки подразумевают множество вариантов правильных ответов.

Упомяну несколько видов загадок:

  • загадки-сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом или явлением, на которые он похож или чем-то отличается;
  • загадки-описания, где описывается какой-либо предмет или явление;
  • комбинированные загадки — это соединение загадок-описаний с загадками-сравнениями.

При работе с загадками-сравнениями необходимо учить ребенка осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.

Тематика загадок разнообразна: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды загадок, отгадывая которые ребенок использует сравнение, исключение, сопоставление.

Загадывать загадки можно в любом месте (дома, на природе, в пути, в гостях, на празднике) и в любое время. Они всегда уместны, особенно если подобраны в соответствии с выбранным местоположением и родом занятий.

Безусловно, у ребенка следует вызывать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Потому что при отгадывании загадки перед детьми ставится конкретная цель: не просто отгадать загадку, но и доказать, что отгадка правильна. Если ошибся, ребенок продолжает поиск верного ответа.

Дети уже сами!

Для маленьких детей характерно эмоциональное восприятие. Задавайте загадки, в которых используются яркие внешние признаки. Это загадки об игрушках, о домашних животных, некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания.

Дети 4–5 лет умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, вкус, запах). Сравнивать предметы между собой. Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения. Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете.

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, об орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении. Детям уже самим надо объяснить, почему именно такая отгадка.

***

Итак, загадки о лете напомнят детям о летних забавах и приключениях, вызовут интерес к окружающему миру. Завершая статью, замечу — лето всегда дарит замечательные эмоции и яркие моменты, которые зимой подарят вам тепло. И никакие видеопрезентации, даже самые лучшие, не заменят вашим детям утра — настоящего утра большого счастливого летнего дня!

Лика КРАСКО,
детский психолог

Фото из открытых источников