В детстве моя верующая прабабушка часто поговаривала: Тебе бы Петра найти, стала бы счастливой как Февроньюшка. Значение пожелания для меня было расплывчатым, понимала их по- девчачьи: встретить бы тебе любимого и любящего, жить долго и счастливо. И только спустя лет двадцать я узнала, чью судьбу прабабушка имела ввиду, кому и о чем молилась.
8 июля в православии - День святых Петра и Февронии.
Петр, Святой благоверный князь (в иночестве Давид) и Феврония, святая благоверная княгиня (в иночестве Евфросиния) - русские православные святые, Муромские чудотворцы.
"И пребывают сии три: вера , надежда любовь , но любовь из них –больше"-
(первое послание Корифянам, глава 13, стих 13.)
Именно этой строкой из Библии кратко можно описать историю жизни Петра и Февроньи.
Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака и семьи. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. Святые супруги восславлены благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом был смысл их жизни.
И в горе, и в радости
История любви этой супружеской пары описана ХVI веке в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» монахом Ермолаем Еразмом, известным публицистом, автором «Книги о Троице» и «Слова о рассуждении любви и правде и по побеждении вражде и лжи».
Князь Петр был сын Муромского князя Юрия Владимировича и вступил на престол в 1203 году. До этого правил князь Павел, брат Петра. Однажды дьявол посылает крылатого змея к жене Павла. Женщине удается узнать, что змею суждено погибнуть “от Петрова плеча и от Агрикова меча”. Павел рассказывает своему брату Петру о змее и его словах. Храбрый Петр понимает, что это он должен убить коварного змея. Чудесным образом он находит тот самый Агриков меч в местной церкви. Когда змей вновь появляется во дворце, Петр убивает его. Умирая, змей обрызгивает Петра своей ядовитой кровью.
Петр "от зловредной той крови" заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог его исцелить от недуга. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. Однажды во сне князю было видение, что исцелить его может Феврония, простая крестьянка, дочь пчеловода. Святой Петр послал в ту деревню, где жила девушка, своих людей.
Феврония с малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Вместо платы за лечение Февронья пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Петр пообещал, но в душе схитрил: негоже жениться на крестьянке: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!". Девушка исцелила князя и, угадав лукавство и гордость Петра, велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Она не отказала в помощи и вновь исцелила князя. Петр женился на избавительнице, и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.
После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей прогнать ее. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбирать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.
Жизнь в изгнании была нелегкой, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии, ни разу не упрекнув ее в том, что это она стала причиной их невзгод.
Вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Муромские бояре поняли, что без сильного правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.
Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках. «Городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
Они жили счастливо и умерли в один день:
Состарившись, святые приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, они вели переписку друг с другом. В своих молитвах оба просили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны, и они преставились в один и тот же день – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но происходили необъяснимые события - дважды их тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе.
Были ли прототипы у Петра и Февроньи?
Великие историки Владимир Ключевский и Евгений Голубинский провели исследования, чтобы найти прототипов героев Повести.
Легенда о Петре и Февронии появилась намного раньше, как и практика почитания святых — покровителей семьи. В самом тексте Ермолая Еразма нет никаких прямых указаний на то, какие муромские князья имеются в виду.
Одна из версий, что князь Петр — это муромский князь Давид Юрьевич, правящий в начале XIII века. Однако, в «Книге глаголемой описание русских святых» 25 июня- дата смерти святых. Но в летописи, где содержатся сведения о Давиде Муромском, дата будет отличаться: одним годом, и месяцем смерти князя назван апрель. Второй вариант прототипа Петра— это муромский князь Петр, предок известных бояр Овцыных и Володимировых. Источники –это муромские синодики, которые излагают факты для подтверждения этой теории. В текстах для поминовения мы находим информацию о жизни князя и его двух братьев. Но и здесь вопрос: запись сделана позднее выхода «Повести о Петре и Февронии», и, возможно, стала копией. Как утверждают историки, речь о прототипах святых содержится и в Легенде о Василии Рязанском и Муромском, где речь идет о князе и его супруге, жившим позже Давида Юрьевича, но намного раньше Петра из муромских синодиков. На сегодняшний день, можно сказать, что исторические прототипы Петра и Февронии не найдены. И, если они и существовали, то жили в конце XIII века. Их имена нам до сих пор не известны.
Православный и светский праздник
В «Книге глаголемой описание русских святых», которые на целый век старше самой Повести , написанной Ермолаем Еразмом, именно 25 июня указывается в качестве даты смерти святых.
Днём памяти святых Петра и Февроньи муромских является 25 июня (8 июля).
Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года, спустя 300 лет после смерти. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь День их памяти.
Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество паломников едут в Муром, чтобы приложиться к раке с мощами и обрести исцеление.
Святым хранителям семьи Петру и Февронье молятся о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о сохранении и обретении семейного счастья.
О великие угодницы Божии и предивные чудотворцы благоверные княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усердные ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесам нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерную, благочестие непоколебимое, в добрых делах преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесам здравие и вечное спасение.
В Москве чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей находится в храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Вознесение"), где каждое воскресенье в 17.00 в честь них служится акафист.
С 2008 года 8 июля в России отмечают светский праздник День семьи, любви и верности.
Символом праздника выбрана ромашка, так как издавна этот полевой цветок, распространенный в России, считался знаком любви. Считают также, что ромашка – цветок примирения. В этот день в семьях поздравляют друг друга, пишут и стихи, дарят иконы в подарок и собирают семью за праздничным столом.
История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека Настанет день, когда и я скажу внучке: тебе бы встретить Петра. День семьи , любви и верности в каждой семье день отмечают по-разному, но счастливы все одинаково.
Автор: Наталия Антонова
С Праздником! Будьте счастливы ! Любите и берегите друг друга !
Опубликовано: https://www.hss.center/
ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Благодарим вас за Ваши "Спасибо".
Подписывайтесь на наш канал. Будьте в курсе событий!
Желаем Вам Успехов, Добра и Радости))