Клиентка, 28 лет, назовём её Валентина, фантастическая красавица и очень одарённая личность, пришла в терапию с запросом на обретение смысла жизни. Не смотря на то, что жизнь её складывалась весьма благополучно и даже счастливо, она не понимала, куда и зачем ей двигаться и какой во всём этом смысл? Это касалось и профессиональной, и личной жизненной сферы.
В русле данного запроса мы с клиенткой занялись длительной исследовательской работой по изучению её личности с тем, чтобы выйти на истинные желания и потребности девушки.
Параллельно этому (для большей информативности) мы выполнили следующую практическую работу.
Валя поочерёдно прожила (проиграла, прочувствовала) историю матери и отца, совершая в пространстве рабочего кабинета условные временные шаги по сложившимся судьбам своих родителей.
В процессе этого проживания было выявлено множество накопленных наследственных предписаний в отношении того, как Валентине (по посылам из родительского прошлого) строить свою судьбу.
И это были не только конструктивные, но и деструктивные установки.
Жизнь Валиных родителей была по-своему сложной: и тот, и другой приблизительно в Валином возрасте пережили ряд серьёзных жизненных обрушений, повлекших за собой состояние «разбалансировки», «потерянности».
Внутренняя дезориентация с утратой смысла жизни была следствием их (а не Валиного) жизненного периода.
И на той, и на другой родительской ветке (примерно на одном возрастном этапе) сложились свои, крайне трудные обстоятельства, приведшие к душевному кризису.
Перекличка внутренних состояний Вали и её родителей (в конкретном временном промежутке) была так явственна и наглядна, что ни мне, ни клиентке не составило большого труда заметить следующее: подсознательно Валя реализует не свои, а родительские заветы из конкретного прошлого.
Но особенность Валиных проживаний заключалась в том, что данные состояния ни на йоту не соответствуют обстоятельствам её жизни, являясь балластами для неё.
Мы с Валентиной чётко сформулировали следующую рабочую формулу: «Я люблю своих родителей и уважаю уникальный опыт их жизни, но я – не мама и не отец! Я – отдельная от них личность, со своей отдельной судьбой, а потому не должна и не буду проживать судьбы своих родителей. Моя жизнь – мой собственный, особенный путь и он наполнен своими уникальными смыслами!»
В контексте комплексной, обширной работы (в том числе посредством описанной в публикации практики) девушка избавилась от ощущения неопределённости, как в профессии, так и в отношениях – в жизни в целом, сумев (в дальнейшем) определить и закрепить в поле своего осознания ценность собственных установок.
А теперь о положениях психологической стратегии в работе с семейными предписаниями.
– Пошагово (с перерывами в 5-7 лет) пройти (проговорить, прожить, прочувствовать) судьбы своих родителей от « 0 » (точки их рождения в конкретной семье, обстоятельствах, времени) и до «сегодняшнего момента» по условно прочерченной в пространстве рабочего кабинета линии времени. Поочерёдно – сначала одного, потом второго родителя.
– Определить свод семейного-родовых предписаний, сформированных родительским опытом.
– Растождествить (отделить) своё от чужого: родительские установки и предписания от личных, собственных, самоценных.
– Выписать нежелательные установки из сформированного ранее списка и со словами отречения от этих негативных посланий порвать и выбросить ненужный, отрицательный материал. Этот условный ритуал поможет Вам совершить отсечение от нежелательного родового влияния на собственную судьбу.
– Сформировать свои собственные, самоценные установки по конкретному психологическому запросу. Прописать и торжественно принять их как ценностную программу к дальнейшему. Это следующий условно-магический ритуал посвящения себя новому, достойному будущему.
– Взять ответственность за реализацию персональной программы в жизнь.
Вот такую полезную работу мы проделали в данном конкретном случае.
Практика очищает сознание от ненужного душевного мусора, облегчая пути дальнейшего.
Описанную технику я сочетаю с конструктивной частью работы с семейным древом, основывающуюся на утверждении полезного родительского наследия, выявляя и утверждая (специальным стратегическим образом) конструктивные наследственные программы.
Таким образом мы обновляем семейно-родовые программы, оздоравливая общее генеалогическое древо.