Найти в Дзене
РБК Тренды

Как зарабатывать хорошие деньги, меня мир к лучшему

Оглавление

Impact-карьерой называют профессиональный путь, который связан с созданием социальных изменений и общественного блага. От слова impact — «влиять». Работа со смыслом.

Долго доход и добрые дела почти не пересекались. Деньги — отдельно, польза — отдельно. Сейчас можно профессионально развиваться, получать адекватную зарплату и при этом менять мир к лучшему.

Карьера в благотворительности

Если проводить аналогию с бизнесом, то у руля благотворительности в России долгое время стояли не топ-менеджеры, а предприниматели. Закон о благотворительности появился в России 25 лет назад. Люди видели проблемы и пытались их решить — регистрировали фонд и сами же, с небольшой командой единомышленников, им управляли. Сами искали финансирование, общались с теми, кому нужна помощь, координировали тех, кто может помочь, договаривались с чиновниками, врачами, поставщиками оборудования, лекарств и так далее. Каждый — человек-оркестр.

Сейчас те фонды, которые начинались в конце 1990-х превратились в большие организации, у некоторых есть и зарубежные представительства. Учредители отходят от оперативного управления, занимаются стратегическими задачами — GR, масштабированием проектов, тем самым освобождая кресла для профессиональных руководителей. И, конечно, здесь появилось множество узких специализаций и карьерных возможностей.

-2

Фото: из личного архива

Кто нужен некоммерческим организациям:

  • Фандрайзеры — специалисты по привлечению ресурсов, те, кто ищет различные возможности для партнерства, гранты, бартер, выстраивает долгосрочные отношения с жертвователями. Фандрайзингом в той или иной мере занимаются все сотрудники фонда, особенно руководитель. Но сегмент благотворительности стал очень конкурентным, а источники финансирования — настолько разнообразными, что организации стремятся взять в штат человека специально на это направление.
  • Пиарщики. Они рассказывают о фонде в публичном пространстве: медиа, социальных сетях и блогах. Делают так, чтобы организацию узнавали, и формируют бренд.
  • Юристы. Они, с одной стороны, разбираются непосредственно в работе некоммерческих организаций, чтобы нигде не ошибиться, так как сфера серьезно регламентируется. С другой, юристы помогают решать задачи подопечных — от восстановления документов до восстановления справедливости.
  • Координаторы/менеджеры проектов. Координировать нужно массу процессов, но детали зависят от специфики фонда. Обычно нужно взаимодействовать с просителями помощи — понять запрос, проверить документы, удостовериться, что это не мошенник, оценить варианты поддержки, связать с другими НКО, если собственных ресурсов для помощи не хватает. Часто требуется координировать волонтеров — людей, которые готовы помогать, но вместе с тем у них могут быть ограничены время, ресурсы и мотивация.

Impact-карьера в бизнесе

В середине «нулевых» на российский рынок вышли многие крупные международные компании с их стандартами социальной ответственности. Тогда же у консалтинговых компаний «Большой четверки» появилось направление контроля нефинансовой отчетности. Российский бизнес, который рос и становился публичным, тоже стремился соответствовать международным стандартам — в нем появились менеджеры по КСО (корпоративной социальной ответственности)

-3

Фото: из личного архива

Сейчас социальная ответственность — это часть стратегии. Компании хотят не только производить и продавать, но и влиять на мир и общество. Им для этого нужны профессионалы, которые могут встроить социальную повестку в основной бизнес, выберут добросовестных подрядчиков, смогут оценить impact (влияние) и многое другое.

В плане карьерных траекторий можно сказать, что нефинансовый консалтинг, КСО и крупная благотворительность в последнее время обмениваются кадрами — здесь востребованы схожие компетенции и сопоставим масштаб задач.

Социальная ответственность для бизнеса становится чем-то само собой разумеющимся, потому что появилось новое поколение предпринимателей и руководителей. Например, рестораны задумываются о том, чтобы перерабатывать упаковку. А дальше кто-то внутри команды начинает эту идею воплощать в жизнь: искать оптимальные способы — чтобы и переработать хорошо, и заплатить немного — пытается встроить это в производственный процесс, объединиться с другими ресторанами и так далее. Тот, кто это делает — меняет мир, это абсолютно точно можно отнести к impact-карьере.

Куда пойти учиться

Для начала — на курсы английского языка. На английском написано много профессиональной литературы любого уровня сложности.

Магистерская программа «Управление в социальной сфере» есть в НИУ ВШЭ, в РЭУ им. Г.В. Плеханова бакалаврам преподают дисциплину «некоммерческий маркетинг». В идеальном мире, в каждом вузе была бы лаборатория социального проектирования, некий хаб, где студент любой специальности мог бы попробовать сделать impact-проект.

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

За последние пару лет появилось большое количество коротких курсов и онлайн программ. Если требуются навыки, специфические для некоммерческого сектора, например, фандрайзинг или использование инструментов Google Ad Grants, то нужно учиться у признанных экспертов этого направления. Digital-маркетинг, рекламу или PR можно осваивать где угодно, не обязательно, чтобы у программы в названии было слово «социальный».

Главное — связи

Социальные изменения и создание общественного блага подразумевает формирование нового типа взаимоотношений между людьми. Сеть устойчивых связей между людьми гарантирует каждому человеку поддержку и опору. Чтобы сделать impact-карьеру нужно уметь создавать и поддерживать такие связи.

Несколько лет назад фонд «Друзья» вместе с центром «СОЛь» провели исследование «СоцЧейн» — это карта лидеров социальных изменений в России на которой видно, как они между собой взаимодействуют. Оказалось, что связи внутри социального сектора — не очень прочные, многие сосредоточены на узких направлениях: те, кто помогает людям с онкологией не знают тех, кто решает проблему сиротства и так далее. Не говоря уже о том, что немногие сотрудники благотворительных фондов знают, как устроена работа отделов КСО в разных индустриях — приоритеты и процессы в ретейле, FMCG и банках отличаются.

Так возникла идея Московской школы профессиональной филантропии — образовательной программы для лидеров НКО, миссией которой стало развитие управленческих навыков и создания профессиональной сети, кросс-секторных связей. Понимание того, как работает другой человек расширяет горизонты, открывает возможности для сотрудничества и развития, а главное — для глобальных социальных изменений.