Что общего между системой ФСИН и бизнесом? И там и там крутятся огромные деньги. Но в уголовно-исполнительной системе все настолько бюрократизировано, что разобраться, в отличие от простого ИП, ой, как непросто.
ФСИН — это же не просто изоляторы и тюрьмы, это еще и куча небольших компаний, ответственных за комфортное проживание преступников и подозреваемых. Кто-то готовит покушать, кому-то нужно поддерживать ремонт в зданиях, кому-то охранное наблюдение устанавливать и так далее – всем, что есть в ФСИН, занимаются государственные предприятия – они же ФГУПы. И они расходуют очень много денег. Невообразимо много.
Но кого ни спроси, все знают, что в СИЗО всегда ужасно. Где тот самый ремонт, нормальное питание, порядок на местах и жизнь без бед? А вот тут и начинается самое интересное. Как правило, все что связано с около государственными делами плавно перетекает в расхищение денег, коррупцию и неэффективное расходование средств. Люди, которые кормятся около бюджетных денег, годами сидят в своих теплых креслицах и никуда не спешат уходить. Да их никто и не гонит.
Слышал такое мнение, что система исполнения наказания – одна из самых консервативных структур госаппарата. Она бюрократизированная донельзя и в этих непролазных джунглях бумажной волокиты ничего не разобрать.
И ведь так и есть. Журналисты разных уровней не раз проводили расследования, копались в закупках, изучали документы. Каждый год куда-то сквозь пальцы как песок уползает по 300 миллиардов рублей. На эти средства, наверное, можно снести все изоляторы, колонии и тюрьмы в стране и отстроить новые. Снабдить их электронными очередями. Но в реальности система ФСИН жалуется, что все проблемы у них от недостатка финансирования! И каждый год суммы пухнут, увеличиваются. А денег все еще не хватает. Зато, как пишут в СМИ, у начальников ФГУПов все хорошо. А строят, готовят, заботятся о себе сами зэки.
Простой пример: система электронных очередей для допуска в изолятор есть только в столице, а в остальных регионах попасть в СИЗО непросто. Но даже если пропуск получится заказать онлайн, в учреждениях не хватает конвоиров. Условно, если на обслуживании находится 20-30 комнат, а работает только два человека, то клиента можно порой ждать часами.
А о питании и проживании в изоляторах можно говорить бесконечно. Каким бы ни был обвиняемый, едва ли он должен дожидаться суда в нечеловеческих условиях. Хотя на бумаге деньги “на улучшение” выделяются всегда огромные.
И даже несмотря на то, что расследования журналистов разрушают в пух и прав такую мощную “корпорацию”, ничего не меняется. Начальники в итоге постепенно забывают о скромности, если над ними нет надзора. Классика жанра – ревизора задобрить банями, тусовками и пьянками, чтобы ему просто не было дела до проверки. В итоге, кто-то закрывает на это глаза. А почему? Да, наверное, потому что кому-то это выгодно.
И как решить проблему? Мне кажется, варианты давно прописаны, но я лишь только повторю их. Первое — это ротация кадров, чтобы руководство и персонал в колонии менялось раз в несколько лет в обязательном порядке. Жесткий контроль. Второе – поскольку работа со спецконтингентом откладывает отпечаток, то необходим нормальный соцпакет для сотрудников. Третье – адекватная зарплата с нормальными условиями. Тогда и людей будет хватать на рабочих местах.