Найти в Дзене
ScrollsOfFantasy

Почему я не верю в сожжение Королевской Гавани Дейнерис?

Каноническая Дени https://co.pinterest.com/pin/311381761733816980/
Каноническая Дени https://co.pinterest.com/pin/311381761733816980/

Весьма уважаемый мною канал Фэнтези, фантастика, книги написал разбор о том, почему сожжение Дейенерис Королевской Гавани было логичным поступком.

Мне в целом понравилось. Действительно, часть шокирующего эффекта связана с тем, что до сих пор Дени куражилась в тех местах, которые были от нас далеко, и поэтому погромы там нас мало трогали. Но когда дело дошло до привычной с первого сезона Королевской Гавани, то что вы, как можно!

Да, тут сценаристы нас провели.

Но есть другая проблема. Говорят, что идею с сожжением Гавани придумал Мартин. Верю. Потому что он держал в уме Дейенерис из книг. А она гораздо более импульсивна (и тем более она в книгах подросток), чем персонаж сериала. Во всех случаях, когда сериальная Дени учиняла расправы, это случалось более-менее обдуманно и методически. В итоге сценаристы приписали огненные черты характера персонажу, который Мартином и задумывался огненным, но получился в сериале совершенно ледяным. Смесь белого и голубого в цветовой гамме, невыразительное лицо с коронным приёмом поднятия брови - это скорее холод, чем пламя.
Я хочу сказать, что Дейенерис могла сойти с ума, просто до этого она сходила с ума иначе. Она могла бы до штурма разослать герольдов, которые бы зачитали послание о том, что все сопротивляющиеся будут убиты - и действительно убить их. Но не так, не во внезапном припадке ярости.

Но тут есть и ещё одна проблема. В принципе, если правильно помню, нигде в фильме незаметно, чтобы отсутствие у подданных способности самоорганизоваться и свергнуть повелителя вызывало у Дейенерис какую-то неприязнь. Она "разбивающая оковы", а не "помогающая людям самим разбить оковы". Что, кроме рассказов Визериса, давно позабытых, могло заставить её ожидать другого в Семи Королевствах? Чтобы "обижаться на народ", надо знать о более близких к современным формах политической организации, чем знает Дейенерис.
Опять же, я могу представить даже, что она решила истребить всех людей в Гавани и заселить её миэринцами, грубо говоря. Отнестисть к людям как к предметам. Но имеется в виду и показано в фильме совсем не это. Там показано, что очередному правителю попался не тот народ. А это просто та категория мышления, которой у Дейенерис быть не могло.

Тут аналогию надо проводить не с сожжением Харренхолла - замка, где сидело вражеское командование, - а с завоеванием Дорна, когда Таргариены упрямо выжигали сёла и земли, упорно пытаясь заставить дорнийцев сдаться. На народ им было плевать - это был именно вопрос "нанесения неприемлемого ущерба". Но это явно не то, что в голове у Дейенерис, тем более что город фактически уже её, и ущерб она наносит себе самой.

Но я думаю, что главная причина недоверия заключена в режиссуре. Целый ряд сцен о сожжении Гавани поставлен так, как будто это всё происходит в каком-то дурном сне. Может, в этом и был смысл, но он полностью противоречит всему, что было в сериале до того, где жестокость изображалась частью обыденного мира. Мы не ощущаем ни причин произошедшего, ни следствий. Падающий пепел не считается. Покажите обсуждение того, во сколько станет содержание крепостей в пустом городе. Или вопрос о том, держать ли тут гарнизон теперь.
Хуже того, мы не ощущаем и безумия Дейенерис. То есть ощущаем, но неправильно. Две её части словно вода и масло - вместе, но не смешиваются. Когда она изображается "перешагнувшей грань", из неё вытесняют почти все человеческие черты. Это так не работает. Покажите Дейнерис, приказывающую снести город и построить новый - Миссендею. Или, наоборот, приказ всем считающим, что их родственники сожжены несправедливо, подать королеве заявление об этом в трёхдневный срок. Я не знаю, что, я на ходу выдумываю. Но подумайте! - все диалоги написаны так, как будто персонажи знают, что Дейнерис совершила что-то ужасное, но они не знают, что. Сожжение Гавани не имеет никаких последствий, кроме сюжетно важных. Как будто персонажи знают, что они персонажи.

По существу, сожжение Гавани выглядит как стаканчик из Старбакса в кадре. В том смысле, что подавленное недоверие вырывается на свободу после таких сцен. А разве этому учил нас дедушка Мартин?