Вступление
Вопреки пафосному названию, очевидным образом отсылающему к популярной литературной вселенной, сведения, представленные в этой работе, не основываются на каких-либо художественных произведениях, религиозных учениях, мифологических концепциях или эзотерических школах.
На тему славянской фольклорной нечисти и без того в достатке разного рода спекуляций, поэтому я решил пойти иным путем. Чтобы подготовить приведенные ниже описания, таблицы и комментарии к ним, я собрал, проанализировал и постарался максимально емко и общедоступно интерпретировать фольклорные сюжеты, бытовавшие на территории Брянской области вплоть до XIX-XX веков и частично сохранившиеся к началу XXI века.
То есть все эти сведения – народный фольклор, преимущественно устный, существующий в форме быличек и бывальщин – коротких историй, повествующих о встрече человека и некоей сверхъестественной силы (нечисти). На данный момент сложно сказать, сколько эти истории взяли от христианской мифологии, сколько в них языческой традиции, а какие сюжеты – продукт фантазии жителей исконно провинциальных регионов. Так или иначе, но это абсолютно самобытное явление, во многом уникальное и подчас даже не лишенное своеобразной романтичности.
Цель этой работы – суммировать максимум известных сведений о сверхъестественных сущностях и представить эти сведения в форме типологизированных описаний и таблиц с краткими комментариями.
Информационное обоснование работы составили два источника. Первый – единственный в своем роде сборник быличек и бывальщин, собранных за более чем 20 лет на территории почти всех районов Брянской области. Этот сборник был издан единственный раз Орловским государственным университетом в 2011 году под редакцией В.Д. Глебова. Второй источник – это авторские заметки и неопубликованные (отчасти все еще рукописные) сборники быличек и бывальщин, собранные мною в течение 15 лет в разных населенных пунктах Брянского, Жуковского, Почепского и Климовского районов Брянской области. Суммарно при подготовке материала проанализировано более 500 фольклорных произведений.
Локальная привязка – Брянская область. То есть я изучал только региональный фольклор Брянщины, поэтому вполне вероятно, что некоторые сверхъестественные существа, алгоритмы их поведения и методы защиты от них в других регионах страны могут различаться – как сугубо номинально, так и конструктивно. Однако поверхностный анализ (в частности – уральского фольклора) показал, что такие различия в большинстве случаев либо незначительны, либо единичны.
Методы, которые я использовал в работе, – классификация, интерпретация, систематизация, обобщение. Это научные методы, но уровень их применения во многом интуитивен, что обусловлено в первую очередь поставленной задачей – подготовить не столько научную работу, сколько труд-бестиарий в его классическом понимании. Точный и объективный – насколько это возможно при работе с устным фольклором.
Понятийный аппарат
Бестиарий – в средневековье так называли сборники зоологических статей, описывающих животных, обитающих в одном или нескольких регионах. Само слово бестиарий происходит от латинского bestia, в переводе – «зверь». В Древней Руси бестиарии назывались физиологами (вероятно, были не оригинальными текстами, а переводами одноименных греческих сборников). Интересная особенность бестиариев/физиологов заключалась в том, что зачастую они описывали животных, не существующих в природе, например – драконов, василисков, мантикор.
Ведьмак – в фольклоре славянских народов так называют колдуна, который, как правило, выполняет функции знахаря, помогает бороться с ведьмами, обладает способностями к оборотничеству. Приблизительные аналоги – мольфар у гуцулов и характерник в традиционном укладе Запорожской Сечи. Сегодня широко популярен образ ведьмака, созданный литературным мастерством Анджея Сапковского. У Сапковского ведьмак – наемник, мутант, отчасти – колдун, который странствует по миру и зарабатывает убийством монстров, досаждающих людям.
Быличка – жанр устного народного творчества у славянских народов, представляющий собой рассказ человека, якобы встретившегося со сверхъестественными существами (нечистью). Имеет ряд концептуальных отличий от других народных жанров – сказки, легенды, исторического предания, бытового рассказа.
Бывальщина – схожа по содержанию с быличкой, но короче по продолжительности и, как правило, рассказчик не является главным действующим лицом (то есть передает чужой рассказ).
Геолокация
Брянск – город в ЦФО РФ, стоит на реке Десна. Первые поселения, согласно археологическим находкам, возникли здесь 120 тысяч лет назад, сам город основан в 985 году. В раннем средневековье эти территории были населены племенами северян, радимичей и вятичей. В летописях город упоминается раньше Москвы (под 1146 годом). Во время Великой Отечественной войны на Брянщине было организовано крупнейшее партизанское движение общей численностью более 60 тысяч партизан (самая известная операция – Взрыв голубого моста, 8 марта 1943 года). Актуальное население города – 402 тысячи, население области – 1 миллион 192 тысячи человек.
Глоссарий
- Банник (Баенник)
- Амбарник (Овинник)
- Кикимора (Шишига)
- Леший
- Водяной (Болотник)
- Русалка
- Ведьма
- Колдун
Дальше с нерегулярной периодичностью я буду записывать ролик по каждой позиции из глоссария, по порядку. Ролик будет выкладываться на Ютубе и дополняться конспектом здесь, на Дзене. По итогам рассмотрения всех позиций из глоссария опубликую две сводные таблицы с результирующими параметрами и резюмирующими комментариями. По факту выхода роликов и статей буду в глоссарии делать позиции ссылками, так что, полагаю, будет удобно эту статью себе сохранить, как суммирующую. Или же подписаться на Ютуб/ВК - там выходят анонсы всего и всея.