Найти тему

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.31): «СВОЕЮ КРОВЬЮ»

Оглавление

(Евр. 9:11–15)

То, что Христос пришёл в качестве нашего Первосвященника, — основополагающая истина христианской веры. Если ветхозаветный первосвященник проходил через святое место, то Иисус вошёл в настоящее святилище. Он находится в присутствии Отца, который восседает в истинном святом святых. С появлением нашего нового Первосвященника старые тени уже больше не нужны.

Этот отрывок, Евр. 9:11–15, вполне можно назвать «сердцем Послания к евреям» (Лайтфут). Его золотая нить, его центральная тема — кровь Иисуса. Изучая его, будем спрашивать себя: «Что Иисус дал нам Своей кровью?»

ВЕЧНОЕ ИСКУПЛЕНИЕ (9:11, 12)

Во-первых, мы видим, что Его жертва принесла нам вечное искупление. Стихи 11 и 12 составляют всего одно предложение, но это предложение содержит новые мысли и глубокие идеи, ставящие нас перед необходимостью читать их очень внимательно:

«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворной, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровью, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление».

«Будущих благ» (ст. 11) буквально означает «ставших наряду с чем-то» (парагиномай). В других переводах читаем «уже свершившихся благ» (Российское Библейское Общество), «явившихся благ» (Международное Библейское Общество), «появившихся благ» (Восстановительный Перевод); такой перевод основан на двух ранних манускриптах. [Такой перевод большинство специалистов считают предпочтительным]. Автор говорит об «уже явленных благах». Уэсткотт решительно заявляет, что Христос есть Первосвященник благ, уже реализованных исполнением божественных условий, а не просто обещаний на будущее. И далее он говорит: «Даже если люди ещё не вступили в права наследства, оно уже получено». Блага пришли, или «введены», с первым пришествием Христа. Выражение «будущие блага» (ст. 11) эквивалентно фразе «время исправления» (ст. 10) — то есть христианскому веку с его благами.

То, что Христос «пришёл», может означать больше, чем Его первый приход. Он «пришёл», а не просто родился, и потому вошёл в мир для великой цели — стать нашим Первосвященником. Поскольку «мы имеем… первосвященника» (8:1), то, естественно, имеем и благословения, которые Он добыл нам. Он устранил препятствия, которые Моисеев закон поставил на нашем пути, — требования этого закона, которые делали совершенство невозможным. Он убрал их с пути, пригвоздив к Своему кресту (Кол. 2:14).

Что такое «большая и совершеннейшая скиния»? В старом завете было своё «святилище земное» (ст. 1), а новое — небесное. Земная скиния была лишь образом небес. Наверное, святое святых лучше рассматривать как символ небес, а святое место скинии — как Божье место обитания на земле, то есть в Его народе, составляющем церковь (см. Еф. 2:19–22; 1 Пет. 2:5). Иисус сказал, что Его царство «не от мира сего» (Ин. 18:36). Место Его земного храма занял храм «нерукотворный». И Стефан, и Павел утверждали, что «Всевышний не в рукотворных храмах живёт» (Деян. 7:48; 17:24). Соломон тоже понимал эту истину (3 Цар. 8:27). Бог живёт в тех и с теми, главные отличительные черты которых — кающийся и смиренный дух (Ис. 57:15; Пс. 50:17, 18).

Как первосвященник должен был входить в святое место с кровью, так и Иисус вошёл на небеса со Своей кровью (Евр. 9:12). Он принёс в жертву не кровь животных или другого человека. Так как Христос принёс Свою кровь, Ему было позволено войти, и Он «приобрёл вечное искупление» для нас. «Искупление» (литросис) означает выкуп за освобождение рабов и пленных. Это слово также несёт в себе идею избавления посредством уплаты определённой суммы (1 Пет. 1:18–20). Наше избавление вечно по своей природе, потому что Бог «беззаконий [наших] не вспомнит более» (8:12). Всегда было «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (10:4; см. 9:12).

ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ (9:13, 14)

Во-вторых, кровь Иисуса производит чистую совесть.

«Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы через окропление освящает осквернённых, чтобы чисто было тело, то тем более кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному!»

Снова в Послании к евреям мы видим типичный аргумент «от худшего к лучшему». Если вода с пеплом от рыжей телицы (см. Чис. 19:1–10) могла ритуально очищать плоть, то насколько больше может очистить кровь Иисуса, Сына Божьего, по-настоящему очистить? Иудейские поклонники с более духовным мышлением, наверное, понимали, что их ритуалы очищения не исцеляли их духовно. В жертвоприношениях в День очищения была определённая польза, хотя это очищение было временным и внешним. В результате этих жертвоприношений осквернённого человека допускали к поклонению в скинии/храме; он мог продолжать свои заветные отношения с Богом.

Такие жертвы следовало приносить постоянно. Не нужно было убивать животное всякий раз, когда кто-то осквернялся, так как у священников был готовый пепел, который можно было смешать с водой. Они могли сразу же обмакнуть пучок иссопа в эту смесь и окропить ею осквернённого, чтобы он мог поклоняться Богу со всем собранием. В стихе 21 снова говорится, что жертвенной кровью «окропляли» (рантидзо). «Освящение… чтобы чисто было тело» (ст. 13) было очищением от ритуальной нечистоты, а не от моральной. Например, при ветхом завете человек, дотронувшийся до трупа или находившийся в одном помещении с ним, должен был пройти обряд очищения. Даже сегодня в еврейских больницах на входе вывешивают объявления для ортодоксальных и консервативных иудеев, что в этот день кто-то умер, чтобы раввины нечаянно не вошли в здание и не «осквернились». Одно только «ритуальное очищение» во времена Ветхого Завета не могло «очистить совесть» (ст. 14).

В стихе 14 выделяются три истины. Первая — что Иисус «принёс Себя». Вторая — Его жертва совершенна. Третья — Он принёс Себя «Духом Святым».

В греческом тексте перед словами «Духом Святым» (в других переводах «вечным Духом») нет определённого артикля (ст. 14). Однако практически все переводы считают, что речь идёт о «Святом Духе» или «вечном Духе Христа», и потому слово «Дух» пишут с заглавной буквы. Неверно отсюда делать вывод, что Святой Дух помогал Иисусу в Его смерти на Голгофе. Если бы это было так, то Его слова с креста о том, что Бог Его оставил, были бы лишены смысла (Мф. 27:46). Конечно, всё, что Христос делал на земле, Он делал в согласии с волей Святого Духа, и это могло составлять смысл нашего текста.

Однако лучше эту фразу в стихе 14 воспринимать как ссылку на божественную природу Самого Христа в духовной сфере. К рождению Иисуса во плоти был причастен Святой Дух (Лк. 1:35); а ещё Иисус говорил, что бесов Он изгоняет «Духом Божиим» (Мф. 12:28). Другое возможное значение состоит в том, что Его жертва была не плотской, а, по большому счёту, духовной. Этот стих может указывать на Ис. 42:1: «Положу Дух Мой на Него». Смысл в том, что Христос принёс Себя в жертву с полным пониманием того, что Он делал, что не дано ни одному животному. Он принёс Себя. «Никакая другая жертва и, уж конечно, никакой другой первосвященник никогда этого не делали. Это было сделано добровольно и обдуманно» (Гатри). У животных нет собственного «духа», которым они могли бы покориться тому, чтобы их тела были отданы в жертву, а у Иисуса был. Он пошёл на крест добровольно.

Он был «непорочный» (ст. 14), то есть не имел греха, который мог бы запятнать Его душу. То же слово (амомос) употреблено в Септуагинте по отношению к животному «без порока» (Лев. 1:3, 10; см. 1 Пет. 1:19). Очистить «совесть» означало очистить душу от вины. Христова кровь продолжает делать это и сейчас (1 Ин. 1:7).

Слова «кровь Христа» (ст. 14) в Послании к евреям употреблены только здесь (хотя в 10:19 читаем «кровь Иисуса»; см. все переводы, кроме Синодальной Библии). Когда вина снимается и человек понимает, что он прощён, он может, наконец, не бояться предстать пред Богом после смерти. Чего бояться невиновным? Можно быть спокойным и невозмутимым во всех бедах, когда верой знаешь, что у тебя нет вины пред Богом.

Все дела человека вне завета и даже отношения с Богом, которые человек обретает через новый завет, это «мёртвые дела» (ст. 14; см. разбор 6:1). Эти дела ничего не стоят по сравнению со вменённой нам праведностью, которую мы имеем во Христе. Приводятся разные причины, почему они «мёртвые». (1) В грехе человек мёртв по отношению к Богу, потому что он потерян, находится вне Христа. Такой человек не может совершать «живые» дела, угодные Богу. (2) Дела нехристианина не производят «живой жатвы», а кончаются смертью. (3) Дела ведут только к осуждению и вечной смерти. «Мёртвые дела» — это дела, совершавшиеся при старом завете, который не мог животворить. То же выражение мы находим в 6:1 с двумя обычными словами, имеющими значение «мёртвый» (некрос) и «дела» (эргон).

После устранения мёртвых дел человек может «служить Богу живому и истинному» (ст. 14). Напрашивается вывод, что человек не может должным образом поклоняться или служить Богу, пока эти дела не устранены. Слово, переведённое как «служение», — это существительное, образованное от глагола латреуо, который «всегда означает “выполнять религиозные обязанности”» (Готорн). Эти обязанности могут включать в себя «акт поклонения», а могут и не включать его.

НОВЫЙ ЗАВЕТ (9:15)

В-третьих, Своей кровью Иисус дал нам новый завет.

«И потому Он — Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное».

Мы уже видели, что Иисус — «Ходатай» нового завета (8:6), а теперь узнаём, что основанием для такой роли является Его жертвенная смерть. Нам, как и многим до нас, интересно знать, что случилось с верными раскаявшимися, которые умерли при первом завете. Мы узнаём, что Моисей и Илия отправились в царство славы, а некий богач — в муки ада (Лк. 9:28–36; 16:23–26). Верные были оправданы верой и послушанием, как оправдываемся и мы (Рим. 4:3; из Быт. 15:6; Иак. 2:21–23). Ответ на вопрос «Как?» находится в этом отрывке: Иисус умер «для искупления» не только наших, но и их грехов (см. 9:15). Они, как и мы, были искуплены от вины и осуждения, налагаемого законом на всех нарушителей закона. Крест даёт спасение всем послушным верующим всех времён. Иисус сказал, что мы сядем в царстве небесном вместе с ветхозаветными последователями Бога, например «с Авраамом, Исааком и Иаковом» (Мф. 8:10, 11). Та истина, что Иисус пролил Свою кровь за наши грехи и за грехи предыдущих поколений, ясно выражена в Мф. 26:28 и 1 Кор. 11:25.

В некотором смысле Бог на время оставил без внимания грехи ветхозаветных верных (Рим. 3:25, 26). Однако их небесная обитель окончательно гарантируется смертью Христа. Эта смерть, когда Христос добровольно отдал Свою кровь, скрепила «завет» (Мф. 26:28). Связь смерти с заветом восходит к самым ранним временам. Этот завет был новым для нас, но не для Бога. Обещание, данное Аврааму, было исполнено — как в отношении его, так и в отношении нас — во Христе.

Следует дать определение термину «завет» (диатеке). Это ключевое слово в Послании к евреям, и в греческом тексте оно встречается семнадцать раз. Автор имеет в виду завет, который Бог заключил на горе Синай (8:8–12; Исх. 24:6–8). «Само это слово происходит от диатитеми, корня диа, что значит “два”, и титеми, “класть”, и в целом означает “поместить между двумя”» (Уэст). Переводчики Сепутагинты во всём Писании, начиная с Быт. 6:18, употребляли диатеке для обозначения еврейского (берит). Это слово обычно означало соглашение между двумя сторонами. Такое соглашение часто скреплялось кровью жертвенного животного.

Обычно для соглашения нужен «посредник» (меситес). Это подходящее слово, так как Иисус есть наш единственный «Посредник» (1 Тим. 2:5). Возможно, вдохновенный автор употребил слово диатеке именно по этой причине. В Евр. 9:15–17 изложена концепция «последней воли и завещания» человека. Некоторые утверждают, что это слово следует во всём Послании к евреям переводить как «соглашение», другие готовы использовать оба значения. В Новом Завете этот термин употребляется в смысле «объявления воли одной стороны, а не результата соглашения [между] двумя сторонами, как в случае сделки или контракта» (Бауэр). Идея состоит в том, что завещатель устанавливает правила, которым должны следовать наследники. Каково бы ни было значение этого слова в других местах, в 9:16, 17 это должно быть «завещание». Хотя Иисус законотворец и законодатель, Он также продолжает служить нашим посредником (Евр. 7:25). Как представляется, в контексте использованы оба значения: и соглашение и завещание. Наиболее правильным взглядом будет тот, что «автор, чтобы проиллюстрировать необходимость смерти Иисуса для заключения нового завета, играет на двух значениях диатеке, “завет” (соглашение) и “завещание”» (Лайтфут).

«Призванные» (ст. 15) — это те, кто ответил на зов через проповедь евангелия (2 Фес. 2:14) Сегодня никто не призывается прямо и персонально — ни Господом, ни Святым Духом. Такой зов был обращён к Павлу, но это было для того, чтобы поставить его на апостольское служение, а не просто призвать к послушанию. Если бы Богу были нужны апостолы XXI века, Он мог бы Сам призвать их сегодня, но тогда бы церковь не была утверждена на «основании апостолов и пророков» (Еф. 2:20). Всякий, кто сегодня ждёт Божьего «зова», ждёт напрасно.

Ответившие на зов евангелия получат «вечное наследие» (ст. 15). В Послании к евреям многократно говорится о «наследии». «Наследие» — это по-гречески клерономиа, слово, которое часто встречается в писаниях Павла. Под наследием имеются в виду все вечные блаженства, какие мы только имеем во Христе. Он поставлен «наследником всего» (1:2), и мы в Нём стали такими же наследниками Божьими, что можно вывести из слова «сонаследники» в Рим. 8:17. Для христиан из иудеев (евреев) это важное исполнение обетования, данного Аврааму (Евр. 6:12, 15, 17). Аналогичная мысль выражена в Гал. 3:6–9, 17, 18, 26–29. Она включает в себя «все пункты Божьего искупительного плана, который начался с обетования Аврааму» (Гердвуд и др.).

Что же приобрёл Христос Своей кровью? Он дал нам вечное искупление, чистую совесть и новый завет. Так возвеселимся и возрадуемся этому великому спасению!

ЧТО ТАКОЕ СПАСЕНИЕ СЕГОДНЯ?

Слово литросис («искупление») вызывает в воображении невольничий рынок, так как оно означало освобождение пленного раба. В большинстве стран мира рабство осталось в прошлом, но мы никогда не искореним его ужасы и унизительные последствия.

Носящим имя «христианин» не нужно прибегать к военным действиям, чтобы устранить остатки расизма. Мартин Лютер Кинг мл. призывал к отказу от применения насильственных методов в достижении равенства между «братьями» всех национальностей. Искупление, добытое Иисусом Христом, делает всех людей свободными. Образ своей жизни мы во всём должны списывать с Иисуса. Его учение ведёт к раскрепощению и свободе.

Все христиане свободны, ибо Христос «Своею кровью» «приобрёл вечное искупление» для нас. А мы в ответ решаем жить как покорные слуги, даже пленники, Христа Иисуса (см. Еф. 4:1–3).

НАМ НЕ НУЖНО ПОСТОЯННО ЧУВСТВОВАТЬ ЗА СОБОЙ ВИНУ

Бог уже больше не держит нас на расстоянии; теперь мы приблизились к Нему в вере. Христианам нет основания думать, что Он далеко (Деян. 17:27, 28), или идти по жизни с чувством вины. Искупительная кровь Иисуса сняла с нас вину! Мы можем радостно петь, хотя, как и Павел, внутри можем считать себя первыми из грешников (1 Тим. 1:15). Павел самоотверженно трудился ради будущего дела Христа, «забывая» прошлое и стремясь вперёд (Фил. 3:12–16). После того как он увидел Иисуса на дороге в Дамаск (Деян. 9; 22; 26), вся его жизнь превратилась в парадокс: он стал прощённым, спасённым, искупленным грешником. Он признал свои прошлые ошибки, но благодаря тому, что Христос сделал для него, он не позволил прошлым грехам погрузить его в депрессию (Гал. 2:20).

Принять или не принять это благо — выбор за нами. Никто не может сделать это за нас. Это к нам обращён призыв: «Жаждущий пусть приходит» (Отк. 22:17). Мы можем сделать выбор. Уверовав, мы получаем «власть быть детьми Божиими» (Ин. 1:11, 12). Это не значит, что стоит нам уверовать, как мы уже и спасены, но нам даётся привилегия спасения. Когда путешественник покупает билет на автобус, это ещё не переносит его в другой город; но это предоставляет ему средство попасть туда, ибо теперь он имеет право ехать на автобусе. Так же и вера предоставляет средство духовного «передвижения». В этой жизни мы не достигаем места вечного спасения; мы пребываем «в надежде» достичь его (Тит. 1:2). Свой конечный пункт в вечности мы выбираем сами. Послушание Христу и верность Ему гарантирует нам право отправиться к Нему и быть с Ним (Евр. 5:8, 9).

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)