Найти тему
MAD TOSBY

Далёкие «Близкие»: дебютный фильм Ксении Зуевой выиграл ограниченный прокат на фестивале «Большой экран»

Фото ©️ Ruskino
Фото ©️ Ruskino

Де­бют­ная ра­бота Ксе­нии Зу­евой «Близ­кие», премь­ер­ный по­каз ко­торой сос­то­ял­ся в рам­ках ос­новно­го кон­курса фес­ти­валя «Ки­нотавр» в 2017 го­ду, за эти го­ды ус­пе­ла соб­рать ряд наг­рад и но­мина­ций на раз­личных фес­ти­валях и зас­лу­жить свою до­лю люб­ви и приз­на­ния. Чем смо­жет за­цепить зри­теля со­ци­аль­ная дра­ма, вы­яс­ня­ем в ре­цен­зии Ксе­нии Мас­ленни­ковой

Меж­ду чле­нами семьи N нет сог­ла­сия: каж­дый день для них — всплеск аг­рессии, пе­реда­ющей­ся от од­но­го к дру­гому как по ней­рон­ной це­поч­ке, и лишь на­ходясь вне стен квар­ти­ры и же­латель­но как мож­но даль­ше от родс­твен­ни­ков, ге­рои чувс­тву­ют се­бя лег­че. Так про­дол­жа­ет­ся изо дня в день, но про­дол­жать­ся бес­ко­неч­но не мо­жет.

По­вес­тво­вание пер­вой пол­но­мет­ражной ра­боты ак­три­сы и ре­жис­сё­ра Ксе­нии Зу­евой раз­во­рачи­ва­ет­ся прак­ти­чес­ки ли­ней­но, за ис­клю­чени­ем на­чала и кон­ца, по­казы­ва­ющих со­бытия из се­реди­ны филь­ма. К ана­лизу фи­нала мы ещё вер­нёмся, а по­ка об­ра­тим­ся к ос­новно­му по­вес­тво­ванию. Фильм «Близ­кие» (2017) на­поми­на­ет про­цесс до­кумен­таль­ной фик­са­ции, где нет ре­пети­ций, ху­дожес­твен­ной съ­ём­ки, мон­та­жа и про­чих не­об­хо­димых ат­ри­бутов. От вос­при­ятия это­го эф­фекта до­кумен­таль­нос­ти ста­новит­ся нем­но­го не по се­бе, так как со­бытия выг­ля­дят убе­дитель­но ре­аль­ны­ми. Ус­по­ка­ива­ешь се­бя толь­ко мыслью о том, что для боль­шей вы­рази­тель­нос­ти не­кото­рые мо­мен­ты мог­ли быть пре­уве­личе­ны. Од­на­ко в том, что в фильм вош­ло мно­гое из ре­аль­ной жиз­ни, сом­не­вать­ся не сто­ит. Са­ма Ксе­ния рас­сужда­ет о со­дер­жа­нии в кар­ти­не дос­та­точ­но боль­шо­го ав­то­би­ог­ра­фичес­ко­го мо­мен­та, а так­же рас­ска­зыва­ет, что в прин­ци­пе ста­ра­ет­ся брать ге­ро­ев из сво­ей собс­твен­ной жиз­ни и ми­ра, ок­ру­жа­юще­го её. Но да­же и без ав­тор­ско­го ком­мента­рия ре­аль­ность и лич­ность мо­мен­та в филь­ме ста­новят­ся зри­телю яс­ны — это ука­зан­ное в кон­це филь­ма пос­вя­щение «ма­ме».

До­кумен­таль­ная фор­ма вы­ража­ет­ся во всех ас­пектах но­миналь­но ху­дожес­твен­но­го филь­ма. Ес­тес­твен­ность и ре­алис­тичность про­яв­ля­ют­ся бук­валь­но во всём, в каж­дой ме­лочи, в каж­дой де­тали. По­дача ха­рак­те­ров всех ге­ро­ев и их вза­имо­от­но­шения пе­реда­ют­ся че­рез тон­кие ню­ан­сы, вы­ражен­ные сквозь оп­ре­делён­ные при­выч­ки, ма­неры, пос­тупки, де­тали гар­де­роба и ин­терь­ера, об­рывки раз­го­воров. Пос­те­пен­но скла­дывая все эти ха­рак­те­рис­ти­ки, зри­тель вы­рисо­выва­ет в сво­ём соз­на­нии це­лос­тный и ин­ди­виду­аль­ный об­раз пер­со­нажа. И опять же: по­дача эта нас­толь­ко ес­тес­твен­на, что ве­ришь, что те или иные от­но­шения скла­дыва­лись го­дами, ко­торые семья про­жива­ет вмес­те.

Фото ©️ Ruskino
Фото ©️ Ruskino

Сле­дит за ге­ро­ями пе­ри­оди­чес­ки тря­суща­яся ка­мера наб­лю­дате­ля-до­кумен­та­лис­та (опе­ратор-пос­та­нов­щик — Ми­ха­ил Вих­ров). Но толь­ко ли для до­кумен­таль­ной фор­мы сто­ило снять ка­меру со ста­били­зато­ра? Пе­ри­оди­чес­кая тряс­ка ви­зу­аль­но пе­реда­ёт ту нес­та­биль­ность и шат­кость, ко­торые ца­рят в семье, эту дро­жащую ат­мосфе­ру, на­пол­ненную зло­бой. Соп­ро­вож­да­ет со­бытия филь­ма про­тяж­ное и нер­вное со­ло элек­тро­гита­ры (ком­по­зитор — Ма­рия Жу­лано­ва), ещё боль­ше наг­не­та­ющее бе­зыс­ходность те­куще­го по­ложе­ния.

Единс­твен­ный мо­мент, на­руша­ющий ос­новное до­кумен­таль­ное по­вес­тво­вание — кон­цовка. Кто-то мо­жет рас­це­нивать её как флеш­бэк, но тут ка­жет­ся бо­лее умес­тным ска­зать имен­но о ме­тафо­ре. Ме­тафо­ра пе­рехо­да в дру­гой мир, ме­тафо­ра под­ве­дения чер­ты и ито­гов, по­доб­но крас­но­му по­ез­ду, ухо­дяще­му прочь из кад­ра в кон­це филь­ма. Ме­тафо­ра мо­мен­та, ког­да ча­ша не­гати­ва пе­репол­ни­лась и не­об­хо­димо ос­та­новить­ся, что­бы не рас­плес­кать её со­дер­жи­мое.

Ещё один ас­пект, очень важ­ный для филь­ма, зак­лю­ча­ет­ся в том, что дан­ная кар­ти­на — пол­но­цен­ный ав­тор­ский фильм. Ксе­ния Зу­ева выс­ту­пила не толь­ко в ка­чес­тве сце­нарис­та и ре­жис­сё­ра, она так­же взя­ла на се­бя ро­ли ху­дож­ни­ка-пос­та­нов­щи­ка и ху­дож­ни­ка по кос­тю­мам, про­води­ла кас­тинг. Сов­местив всё во­еди­но, она смог­ла соз­дать не­об­хо­димую для филь­ма ор­га­нику, об­ла­чив сце­нарий в пра­виль­ную для ре­али­зации идеи обо­лоч­ку.

«Близ­кие» — очень лич­ное и в то же вре­мя гло­баль­ное ки­но о на­сущ­ных проб­ле­мах сов­ре­мен­но­го об­щес­тва. Мо­жет быть, этот фильм бу­дет тя­жело смот­реть ши­роко­му зри­телю, ибо его с го­ловой оку­нут в кон­цен­три­рован­ную враж­дебность, что не всег­да мо­жет быть при­ят­но. Тем не ме­нее этот фильм сто­ит пос­мотреть хо­тя бы по­тому, что он вскры­ва­ет аб­сцес­сы и за­жив­ля­ет те ра­ны, ко­торые мы са­ми, по­рой не имя воз­можнос­ти уви­деть со сто­роны, за­лечить не мо­жем.