Песни на его стихи пела вся страна. Имя сценариста, режиссёра и поэта Геннадия Шпаликова сегодня почти незнакомо современному поколению, но во времена хрущёвской оттепели его сравнивали со свежим глотком свободы. При исследовании его творчества не возникает сомнения, что мы имеем дело с поэтом настоящим, а не «подличающим» каковыми были многие авторы того времени.
«Первая книга стихов автора вышла только через 5 лет после его гибели, но обо всём по порядку…»
Становление автора
Родился Шпаликов в 1937 году и был представителем так называемого «потерянного поколения». Отца, военного инженера, не стало в 1944 году. С тех пор он предоставлен самому себе, можно сказать и воспитал он сам себя - на улицах. В одном из своих стихотворений 1963 года он пишет:
Ах улицы, единственный приют,
Не для бездомных
- Для живущих в городе.
Мне улицы покоя не дают,
Они мои товарищи и вороги.
Мне кажется - не я по ним иду,
А подчиняюсь, двигаю ногами,
А улицы ведут меня, ведут,
По заданной единожды программе.
Программе переулков дорогих,
Намерений веселых и благих.
Хоть он и поступил в суворовское училище, военным всё же не стал, так как его молодость пришлась на хрущёвскую оттепель. Поэт смог реализовать свой потенциал и свои идеи именно в это время. Знаменитую песню «А я иду шагаю по Москве» написал именно он. По его сценариям сняты фильмы «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и «Я шагаю по Москве».
Кстати, именно в "Заставе Ильича" мы видим знаменитый эпизод как поэты-шестидесятники читают свои стихи. На съемках присутствовали Евгений Евтушенко, Бела Ахмадуллина, Роберт Рождественский и другие представители творческой интеллигенции того времени.
Любовь, творчество и алкоголь
В его творчестве часто преобладают ноты одиночества, а также непонятной туманности будущего. Например, в фильме по его сценарию молодые люди просто гуляют по городу и ничего не делают. Время оттепели дало молодёжи свободу, но в то же время отняло великую цель и веру в светлое будущее (называйте как хотите). Сталинская эпоха канула в лету.
Однажды Шпаликов принёс режиссёру Георгию Данелии странный сценарий. Данелия вспоминает, что пришёл он с котом за пазухой и бутылкой шампанского в авоське:
«Так. Двое. Она идет по улице, он едет на велосипеде. Идет дождь, а она… она без зонтика. А он едет на велосипеде… и достает зонтик. А она… она уворачивается, а он… все равно едет за ней с зонтиком».
Что касается любви, то нельзя сказать, что ему в ней не везло. Женат он был дважды, от одного брака с Инной Гулая родилась дочь – будущая актриса Дарья Шпаликова. А вот в плане совместной жизни у него всё не клеилось, так как уже к тому времени он страдал от алкоголизма. Это был алкоголизм с непролазной депрессией и чувством полного опустошения, такой часто бывает у людей творческих и впечатлительных, которые держат всё в себе. На людях они всегда весёлые и жизнерадостные, но один Бог знает, что творится у них внутри.
Естественно семейная жизнь при таком раскладе невозможна. Жена довольно быстро собрала вещи и ушла от него.
Геннадия Шпаликова часто называют символом свободы 60-х годов, чуть позже место нашли и его стихи. В 70-х годах его карьера пошла на спад. Сценарии не принимали, стихи не печатали. О себе и о своей эпохе он скажет так:
«Конечно, я родился писателем – по призванию, по влечению, но, как это часто бывает, много не успел... Итак, успел я мало. Думал иной раз хорошо (как и многие), но думать – не исполнять... Но каждый успевает отпущенное...».
Или:
«Вот я – алкоголик профессиональный, Витя Некрасов тоже, есть еще люди, а остальные писатели профессиональные, а главный среди них – Евтуженька. В СССР нет выбора вне выбора. Или ты пьешь, или ты подличаешь, или тебя не печатают. Четвертого не дано».
Геннадий Шпаликов покончил с собой на даче в Переделкино 1 ноября 1974 года . Ему было 37 лет.