Никого, наверно, не удивлю информацией о том, что рынок видеоигр - огромная индустрия с оборотом примерно в $152 млрд., что в 3,5 раза больше, чем рынок кино, и в 7,3 раз больше, чем музыкальный рынок. Индустрия игр росла в среднем на 11% в год в течение последних семи лет. В 1995 году в видеоигры (в основном консольные) играло всего 100 млн. человек, а сегодня их количество уже превышает 3 млрд. Согласно данным аналитической компании Newzoo, игрок в среднем проводит за игрой 24 минуты в день.
Что интересно (и вполне закономерно), инвестиции в рынок видеоигр также растут и за последние 18 месяцев составили примерно $9,6 млрд. Рассмотрим процесс привлечения инвестиций на игровом рынке.
Стадии развития проекта и основные раунды привлечения инвестиций
Seed-раунд. Финансирование в размере от $25 тыс. до $1 млн. Позволяет завершить процесс разработки продукта, либо довести прототип продукта до MVP.
Раунд А. Финансирование начинается от $500 тыс. Инвестирование на этапе расширения команды, организации серийного производства и выхода на рынок.
Раунд B. Финансирование от $1 млн. Масштабирование производства. Выход на новые рынки, либо достижение иных оговоренных с инвестором показателей.
Раунд C. Финансирование от $1 млн. Компания выходит на самоокупаемость и начинает приносить прибыль.
Раунд D. Инвестирование перед выходом на IPO, либо перед продажей компании.
Разумеется, приведенные цифры достаточно условны, всё зависит от конкретного проекта.
Теперь посмотрим на данные, взятые из отчёта о венчурных инвестициях за 2017 год. Проведем краткий анализ по трём показателям:
- Вероятность привлечения инвестиций в рамках каждого раунда
- Средний период привлечения финансирования
- Средний объем финансирования в зависимости от раунда
Вероятность привлечения инвестиций по каждому раунду
Картина следующая:
- Привлечь средства на втором раунде инвестирования гораздо проще в США, чем где-либо еще в мире.
- Кремниевая долина вывела на рынок “единорогов” и обеспечила инвестиций от $100 млн. больше, чем любой другой регион мира.
- Самым лучшим местом для поиска инвестиций на втором раунде за пределами США является Германия.
Средний период привлеченеия инвестиций между раундами
Важно:
- В рамках США, быстрее всего закрыть раунд можно в Кремниевой долине.
- В Китае, напротив, наблюдаем максимальные промежутки времени между раундами.
Средний объем инвестирования в зависимости от раунда
- Китай с большим отрывом лидирует в венчурных инвестициях, но азиатский рынок сам по себе не столь открыт для иностранных компаний, как Кремниевая долина.
- Крупные инвестиции на поздних этапах проще найти в районе Лос-Анджелеса.
Примеры
Рассмотрим студию Redhill Games. В середине прошлого года компания получила в общей сложности $11,4 млн. от трех фондов - Makers, Kowloon Nights, Play Ventures. Студия была основана в прошлом году в Хельсинки в сотрудничестве с бывшим генеральным директором Remedy Matias Myllyrinne, бывшим техническим директором Wargaming и Remedy Микко Уромо и бывшим директором по разработке Wargaming Milos Jerabek. Финансирование используется для найма персонала и дальнейшего развития первой игры студии, которая, по словам Матиаса, является «новым, свежим взглядом на тактические шутеры». Играть можно будет бесплатно, акцент сделан на совместной игре. Испытания геймплея уже начались в Канаде и Финляндии, а название игры должно быть анонсировано в этом году. Альфа-тестирование состоялось в начале июня этого года.
Game Seer Ventures инвестировала $3.4 млн. в Lince Works. Фонд Game Seer объемом в $11 млн. начал свою деятельность в июле прошлого года и фокусируется на инвестировании в игровые проекты. Компания Lince Works наиболее широко известна своей игрой Aragami.
Индийская компания Bombay Play недавно привлекла $1.5 млн. от венчурного инвестора Leo Capital и бизнес-ангела Рамаканта Шарма. Полученные средства компания планирует использовать для расширения штата разработчиков и маркетинговых активностей для усиления своего зарубежного влияния. Bombay Play сосредоточенна на создании многопользовательских игр. Главная игра студии - Card Party - была установлена более 10 млн. раз.
Bright Star Studios объявила о привлечении инвестиций в объеме $700 тыс. от Play Ventures при участии Galaxy Interactive. Средства будут использованы для расширения команды и ускорения разработки и запуска игры. Студия также планирует выпуск бесплатной MMORPG.
На что инвесторы обращают внимание в первую очередь
В море факторов можно выделить ряд ключевых, на которые инвесторы всегда обращают внимание в первую очередь. Рассмотрим какждый из них.
Команда
Помимо бизнес плана и детального описания будущей игры, инвесторов интересует команда, которая собирается разработать ту самую игру. Инвестор обязательно оценит компетенцию, опыт, навыки и достижения каждого члена команды. Кроме того, потребуется четкий план расширения команды при положительном решении об инвестировании. Потенциальные инвесторы, как правило, прекрасно осознают всю сложность процесса создания игры, поэтому перед началом поиска инвестиций важно собрать пусть и небольшую, но идеально сбалансированную и прекрасно подготовленную команду разработчиков, дизайнеров, специалистов по работе со звуком и т.д.
Предыдущие проекты
Инвесторам важно знать, является ли ваша игра первой. Если у вас были предыдущие успешные или провальные проекты, то сколько? И насколько они были успешны? Инвесторы, как правило, не готовы рисковать вложением в студию, которая ещё не выпускала на рынок ничего стоящего (или готовы, но на невыгодных для разработчика условиях). Инвестора скорее привлечет студия, которая уже заявила о себе, да и пространство в переговорах при обсуждении условий этом случае будет куда шире.
Линейка игр
При работе с рынком игр важно понимать, что игра сама по себе - временный продукт. У каждой игры есть определенный жизненный цикл, в рамках которого она сначала будет привлекать пользователей, после чего игроки устанут и начнут переключатся на новые продукты. Учитывая то, насколько насыщен рынок создания игр, если вы не долго не будете выпускать новые продукты (или хотя бы дополнения к старым), пользователи могут уйти к конкурентам. Именно поэтому для студий жизненно важно извлекать полезные уроки из своих продуктов, как успешных, так и провальных. И, конечно же, важно уметь привносить в свои новые игры фичи и механики из своих предыдущих успешных продуктов. На подобные практики инвесторы обращают пристальное внимание.
Итого
Мы рассмотрели лишь небольшую часть огромного моря информации, посвященной привлечению инвестиций в игры. Тем не менее, некоторые выводы сделать можно:
- Инвестиции в игровые студии на ранних этапах принципиально не отличаются от любых других венчурных инвестиций.
- Рынок видеоигр продолжает активно расти, а, значит, интерес со стороны инвесторов также продолжит возрастать.
- Рецепт привлечения инвестиций в гейминг принципиально не отличается от других сфер, хотя и имеет свою специфику.
- Привлечь инвестиции гораздо проще на этапе, когда у вас есть самодостаточная команда, вертикальный срез и рабочий прототип игры, или на более позднем этапе. Привлечение инвестиций на ранних этапах куда сложнее, и условия сделки, скорее всего, не будут отличаться выгодой в вашу пользу.