Найти тему
От Руси до России

От покровительства до рабства: кем же были на самом деле крепостные крестьяне ?

Оглавление

Крепостное право за давностью лет обросло множеством мифов. Так можно ли его назвать русским рабством?

Продажа  девушки  - крепостной крестьянки на картине  Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта». 1866 г.
Продажа девушки - крепостной крестьянки на картине Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта». 1866 г.

Разные виды крепостничества

Термин «крепость» в давние времена означал право собственности на что-либо. Крепостное право означало право на владение недвижимостью, скотом, землями, а с 18 века и людьми. Крепостничество как явление существовало намного раньше, но юридически право на владение людьми закрепили именно тогда.

Крестьяне до 17 века разделялись на обычных и «казенных». Первые жили и работали на земле богатых помещиков, а «казенные» трудились на землях, принадлежавших государству. Вольные крестьяне могли в любое время переходить от одного землевладельца к другому, тогда как государственные крестьяне перенаправлялись исключительно по указу. Во времена правления Ивана Третьего вольным крестьянам запретили самопроизвольные переходы, теперь сменить землевладельца можно было один раз в год, на Юрьев день. В 17 веке и это право отменили и прикрепили крестьян к конкретным земельным участкам.

 «Крепостных меняют на собак». Иван Ижакевич, 1939 г.
«Крепостных меняют на собак». Иван Ижакевич, 1939 г.

Делалось это в корыстных целях. Большинство дворян в Московской Руси были небольшими помещиками. Они сильно теряли в деньгах, когда работники решали перейти к другому землевладельцу посреди посевной или покоса. Поэтому, чтобы угодить дворянам, крестьян лишили свободы передвижения.

Люди как собственность

В 18 веке к крестьянам, работавших на помещичьих землях стали относиться как собственности. Постепенно их лишили права на суд, они уже не могли подавать жалобы. С тех крестьян стали продавать, обменивать, отдавать в счет долга, разрывать семьи. Тогда люди по своим правам сровнялись с домашним скотом. «Казенные» крестьяне, кстати, не считались собственностью государя и кроме территориальной привязки никак не ограничивались.

Весь произвол по отношению к крестьянам не имел юридической силы. Государством не издавалось ни одного закона, подтверждающего расширенные права дворян. Поскольку права подавать жалобы крестьян, все же юридически лишили, то и оспаривать неправомерные действия хозяев они не могли. Цари издавали указы, ограничивающие права помещиков, но из-за отсутствия заинтересованности со стороны знати, они просто игнорировались.

Еще со времен Киевской Руси существовало понятие холоп. Если крестьянин работал на себя, платил налоги и имел права, то холоп был по сути безвольным рабом, но налоги за него платил хозяин. В 17 веке это правило отменили и хотели заставить холопов платить налоги. Но как они могли их оплачивать, если не получали за свою работу денег? После официального введения крепостного права, не холопы уподобились крестьянам, а наоборот. Теперь и крестьяне стали собственностью помещиков, и именно хозяин оплачивал налог на своих подневольных работников.

Рабовладение или покровительство?

Долгое время в исторических очерках принято было изображать крепостничество, как ужасные времена. Якобы каждый второй помещик измывался как хотел над своими крепостными, унижал и калечил их себе на потеху. В последнее время истоки стали преподносить информацию иначе. Все чаще можно встретить описание помещиков, как добрых покровителей, которые не только давали крестьянам кров, пищу и работу, но и обучали их грамоте, удачно женили и покровительствовали их детям.

На самом деле ситуация была где-то посередине между этими крайностями. Да, бывали на Руси изверги вроде Салтычихи, но их было не так много. Большинство дворян старались поддерживать сносные условия жизни крепостных просто потому, что умирающий с голоду работник не смог бы эффективно работать.

"Салтычиха". В. Н. Пчелин, 1920 г.
"Салтычиха". В. Н. Пчелин, 1920 г.

Главной проблемой тогдашнего строя была бесконтрольность. Пока слух о жестоких землевладельцах доходил до государя, они уже успевали погубить немало душ.

Иллюстрация работы В. Н. Курдюмова к  изданию «Великая реформа», на которой изображены истязания Салтычихи «по возможности в мягких тонах».
Иллюстрация работы В. Н. Курдюмова к изданию «Великая реформа», на которой изображены истязания Салтычихи «по возможности в мягких тонах».

Крепостничество, все же нельзя сравнивать с рабовладельчеством. Ведь крепостные имели больше возможностей, чем западные «коллеги по несчастью».

Если вам нравится материал, подписывайтесь на канал и ставьте лайк. Это очень важно для развития молодого канала. Впереди еще много интересных статей!