- Почему методология Ицхака Адизеса сохранила актуальность
- Основы методологии
- Пример методологии в действии
- Как эффективно внедрить систему в работу
Методология Ицхака Адизеса отличается простотой и практичностью. Ее легко понять, легко объяснить и внедрить в командообразовательные процессы без лишних дополнительных правил и бюрократии
Основные функции, которые должна выполнять успешная команда
[Р] - Производитель (producer) - сотрудник производящий продукт в компании. Официант в ресторане, парикмахер в салоне красоты, рабочий на заводе
[А] - Администратор (administrator) - сотрудник способный отцифровать бизнес. Администратора не пугает бумажная рутина, а бюрократия для него как основа основ. Он всегда знает эффективен ли процесс, потому что уже посчитал расходы и вытащил прибыль
[Е] - Предприниматель (entrepreneur) - знает, чем должна заниматься компания через год и уже сегодня начинает перестраивать процессы.
[I] - Интегратор (integrator) - способен интегрировать людей в компанию, приобщая их общей культуре и достижению целей. Как правило, отвечает за моральный дух и мотивацию
Данные качества вписываются в единой код сотрудника и код идеального менеджера выглядел бы вот так [PAEI]. Заглавные буквы обозначают владение всеми функциями на идеальном уровне. Но такое невозможно, потому как человек не столь многофункционален. Для более наглядной демонстрации уровня развития навыков предложены следующие варианты кода [paei] - навык есть, но не развит и [_ _ _ _] - навыков нет.
На практике коды выглядят так:
[Paei]- сотрудник в совершенстве владеет техникой предоставления услуги компании и занимается непосредственно данной функцией. Знает, чем занимается бухгалтер, что планирует предприниматель или владелец компании, считает тренера компании важным членом команды, а его работу полезной.
[pAEi] - а это возможно владелец бизнеса, который успешный предприниматель и любит отслеживать цифры. Сам он начинал с низов и не понаслышке знает чем зарабатывает его компания. Понимает ценность мотивации и командообразования, но заниматься персоналом не успевает, поэтому нанял тренера в компанию
[p_ei] - Это менеджер 1ой ступени в маленькой компании. Когда-то он имел большую [P] и был повышен в должности. В компании нет бюрократии, все решается на словах - навык [A] не имел шанса сформироваться. Сегодня он не принимает непосредственного участия в производстве ,поэтому [p] стал маленьким. Он старается организовать вверенный ему маленький штат и приобрел [i], но она маленькая, потому что профильного обучения не получил. По роду деятельности компании за выполнение плана он отвечает сам и приходится искать новые варианты решении и масштабирования, поэтому у него уже появился [p], который будет расти первым
[Pa_ _] - А это работник фабрики, лучший сотрудник последних трех месяцев. Он очень много работает и всегда перевыполняет план. Его непосредственный начальник выставляет ему пороги, при этом всегда рассказывает что и сколько нужно выполнить и объясняет почему именно так это получается. Работнику приходится во всем разбираться, чтобы начальник не накинул непосильный план обсчитавшись, поэтому маленькая [a] ему очень помогает. Но [_][_]“хозяева у компании идиоты, вечно принимают глупые решения а отдел кадров вообще ничего не выполняет”
Таким образом, для идеальной команды необходимо 4 больших символа и можно рассмотреть следующие варианты:
[Paei] или [PAei] или [PAei] или [PAei] и множество других
[pAei] [Paei] [paEi] [paEI]
[paEi] [paEI] [paeI]
[paeI] [PaeI]
При этом наличие пробела в букве у сотрудника будет означать невозможность им понять коллегу , который отвечает за данную функцию в компании. Поэтому при выявлении подобных пробелов следует его устранить, отправив сотрудника на обучение или поручив не специфичное для его деятельности задание.
Пример : Дима [PA_i] недавно был повышен в должности и отлично справляется со своими управленческими обязанностями. Он не брезгует работой подчиненных и часто встает за станок, с целью выполнения планов. Утро начинает с анализа цифр , он всегда точно знает на сколько идет по плану и кто из сотрудников тянет всех назад, а кого следует похвалить. Дима не раз замечал, как хорошо на показатели влияет работа отдела обучения, когда приходит специалист и показывает всем мастер-класс, поэтому понимает важность отдела и ценит. Но как же “бесит” Диму владелец компании, который постоянно меняет поставщиков сырья, каждый раз приходится подстраивать оборудование под новые материалы и их качество. Это влечет за собой колоссальные издержки, постоянно приходится перенастраивать станки, заново “набивать руку” мастерам, а простои между сменой поставщика губительны. Сам же владелец осознал, что тренд сегодня требует экологичность продукции, но каждый поставщик лишь частично может удовлетворить потребность компании и приходится работать со всеми. Как только компания пройдет все проверки и получит разрешение выпуска продукции под акцизой “Bio” цену можно будет накрутить трижды и компания окажется “в шоколаде” - откроет еще один филиал и у него даже есть готовый управленец - Дима. Но у Димы там пробел - он не может даже предположить, что есть подобный вариант развития событий. Он страдает от “тупой несправедливости” и каждый вечер бороздит Hh в поисках новой вакансии…
Как проще всего внедрить систему в рабочий процесс
- Проанализируйте свою команду, прописав код каждого сотрудника. Убедитесь, что каждый занимает свое место. В следующих статьях я более подробно опишу представителя каждой функции - это вам поможет.
- Ознакомить каждого сотрудника с методологией. Будет прекрасно, если провести общение с каждым лично. Во время беседы разобрать роль сотрудника и вместе с ним оценить некоторых коллег. Разберите все плюсы и минусы каждого, рассмотрите варианты решения проблем.
- Рассмотрите варианты по устранению пробелов. Возможно понадобится дополнительный набор, а возможно все обойдется кадровой перестановкой.
- Постройте рабочий процесс таким образом, чтобы все решения принимались максимально прозрачно и не вызывали недопониманий.
Что даст внедрение методологии
- Каждый сотрудник начинает понимать ваши цели. Получает хорошую порцию уверенности в завтрашнем дне, осознав, что выполняет свою важную роль в команде.
- Если у сотрудника была конфронтация с кем-либо из коллег - она прекращается(Представьте, что Дима узнал о целях владельца компании и понял, что человек действительно не дурак и занимается серьезными вещами).
- Сотрудник начинает осознавать свои пробелы и получает инструмент по их устранению
В следующих статьях разберем подробно каждый навык, оценив его преобладание и отсутствие в сотруднике