Между гарантирующим поставщиком (Истец) и потребителем (Ответчик) в 2015 году заключён договор энергоснабжения, где согласованы были точки поставки по трём объектам.
В 2018 году представителями гарантирующего поставщика по одному объекту выявлен факт безучетного потребления электрической энергии: были сорваны пломбы электросетевой компании для доступа к контактам вводного автомата, где был подключен кабель ВВГ сечением 4мм на вводный автомата до прибора учёта.
Вполне ожидаемо, что объем безучётного потребления определён в соответствии с п. 195 Правил № 442. За один расчётный период объём и стоимость безучетного потребления электроэнергии составили 16026 кВт*ч на сумму 78502 руб. 39 коп., но потребитель претензию оставил без ответа, а потому поставщик обратился в суд.
В Арбитражном суде Омской области ответчик представил отзыв на иск, где сослался на то, что истец нарушил порядок проведения технической проверки приборов учета электроэнергии, поскольку не извещал о дате и времени проверки самого ответчика.
Действительно, в силу п. 193 Правил № 442 при составлении акта о неучтённом потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Правила допускают возможность составления акта о неучтенном потреблении в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), но при этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта, и в этом случае акт составляется в присутствии двух незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении. Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.
В силу положений ст. 539 и 543 ГК РФ на абонента возложена обязанность по обеспечению исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Реплика в сторону: не все помнят, но под средствами учёта электрической энергии понимается совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учёт электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счётчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединённых между собой по установленной схеме (абзац четвертый приложения к Правилам учёта электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ и Минстроем РФ 19, 26 сентября 1996 г., зарегистрированы в Минюсте РФ 24.10.1996 № 1182)). Вот именно за совокупностью обязан следить абонент...
Суд первой инстанции отметил, что вопросы, связанные с уведомлением потребителя о предстоящей проверке, обстоятельства проведения проверок и соблюдение законодательно установленного порядка таких проверок имеют существенное значение для принятия в качестве допустимых доказательств выявленных нарушений актов, составленных по их результатам.
Также суд пришёл к выводу, что, доказательства надлежащего уведомления потребителя (ответчика) о дате и времени составления акта не представлены. При этом из текста акта следует, что он составлялся в присутствии представителя потребителя, который от подписания акта отказался.
Как выяснилось в ходе рассмотрения иска, указанный «представитель» на деле являлся несостоявшимся арендатором помещения. Любопытствующие могут изучить детали в тексте судебного акта, а мы продолжим...
Суд указал, что п. 192 и 193 Правил № 442 предусматривают необходимость указания в акте о безучетном (бездоговорном) потреблении электроэнергии лица, осуществляющего такое потребление, а также обязательное присутствие такого лица при составлении акта, что является гарантией соблюдения лицом, проводившим проверку, требований законодательства и прав абонента, а также полного, достоверного и беспристрастного фиксирования фактов выявленного нарушения.
При этом, как указал суд, законодательство в области электрической энергии, в том числе Правила № 442, не содержит правовых норм, особым образом регламентирующих оформление или подтверждение полномочий представителя потребителя при участии в проверке и фиксации безучетного потребления электроэнергии, следовательно, могут быть применены положения п. 1 ст. 182 ГК РФ, согласно которой полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Был опрошен в качестве свидетеля инспектор, составлявший спорный акт. Свидетель не смог пояснить, почему он не извещал потребителя и каким образом установил, что присутствовавший «представитель» (отказавшийся подписать акт) действительно является представителем потребителя.
В итоге суд пришёл к выводу, что п. 1 ст. 182 ГК РФ не подлежит применению к рассматриваемой ситуации, следовательно, сетевой организацией нарушен порядок извещения потребителя о проверке приборов учета электроэнергии, находящихся в помещении ответчика, а стало быть акт о безучетном потреблении электроэнергии составлен с нарушением п. 193 Правил № 442, не отвечает требованиям ст. 68 АПК РФ и является ненадлежащим доказательствам в подтверждение обоснованности потребленного объема электрической энергии.
Далее по ссылке https://burmistr.ru/stati/sudebnaya-praktika/bezuchyetnoe-potreblenie-i-polnomochiya-predstavitelya-po-sledam-dela-a46-1195-2019/