В последние дни вновь актуализировалась тема о перспективах присоединения к России ДНР и ЛНР, Думаю, одно из самых адекватных предложений на сей счет поступило от Прилепина: провести плебисцит на территории данных республик. В самом деле, пускай население само и решает свое будущее.
Тем более что подвешенное состояние, в коем пребывает Донбасс (или, если угодно Новороссия) представляется странным. Буквально в следующем году в школу пойдет поколение, рожденное на территории самопровозглашенных республик. При этом родственные связи их жителей, полагаю, заставляют и в России и в Украине не видеть нечто не чужое. В культурно-бытовом плане.
Хотя последней все сложнее, после чудовищных обстрелов карателями мирных населенных пунктов. И с политической точки зрения, полагаю, официальный Киев воспринимается большинством жителей Донбасса в отрицательной коннотации.
Однако причины политического антагонизма Киева и Луганска с Донецком – глубже. Напомню: в марте 1991 года в СССР состоялся референдум, в результате которого большинство жителей Украинской Советской Социалистической Республики высказались за сохранение единого государства, пускай и в формате конфедерации и с иным названием.
Соответственно, на этом фоне Беловежские соглашения трудно назвать легитимными. И можно представить удивление тех же жителей Донбасса, в один непрекрасный для них день вдруг проснувшихся в другой стране с малопонятной для них символикой. К тому же чужой для них относительно тех ценностей, которые с первых же дней своего существования стала навязывать новоиспеченная власть. Имею ввиду насильственную украинизацию. И не столько естественные, сколько сконструированные, в свое время еще в Австро-Венгрии, о ней представления.
И именно насильственную. Ибо Донбасс исторически представляет собой Слободскую Украину, территория которой, в отличие от Малороссии, испокон веков являлись частью России. В XVII веке по ней проходила Засечная черта, призванная защитить русские земли от набегов крымских татар. Подчеркиваю главное: Слободская Украина была частью России еще до Переяславской Рады.
После крушения монархии, в декабре 1917-го на состоявшееся в Харькове 1-м Всеукраинской съезде советов было принято решение о провозглашении Украины частью Советской России. Ну а дальше, решением политиков, Донбасс стал частью УССР.
С одной стороны, это было ошибкой Москвы, с другой – там и в голову не могло прийти крушение единого государства. Позже, в году 1992-м, Киеву стоило бы организовать референдум на предмет желания жителей Донбасса и далее оставаться частью Украины и активно «интегрироваться» в Европу, изучать историю в антироссийской интерпретации. Понятно, что подобный референдум проводить никто не собирался. Но вот сейчас для него – самое время. Что думает по этому поводу?
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.
Игорь Ходаков