В связи со смертью гениального итальянского кинокомпозитора, долгие годы снабжавшего удивительной музыкой кинематографии разных стран (включая и Россию, между прочим), сейчас многие вспоминают любимые его мелодии. Но, как правило, это джентльменский набор – «Профессионал» с Бельмондо, «долларовая трилогия» Серджио Леоне и его же «Однажды в Америке». Некоторые вспоминают ещё «Нечто» Джона Карпентера, фантастический фильм ужасов, который пугал, в том числе, и напряжённой музыкой. Спору нет – всё это замечательные примеры практически идеального музыкального сопровождения к киносюжетам. Но напомнить стоит и о других мелодиях композитора, ничуть не менее впечатляющих. Просто звучали они в менее знаменитых фильмах. Вот лишь пять из них.
«Битва за Алжир» (1966)
Я уже писал об этом фильме в связи с одним фантастическим фильмом. Для Эннио Морриконе этот фильм стоит несколько особняком, потому что своей псевдо-документальностью требовал совершенно иного подхода к сочинению музыки. Послушайте сами – мелодия совсем не похожа на изысканные и сложносочинённые произведения маэстро. Это почти военный марш, строгий и жёсткий.
«Дьяболик» (1968)
Совершенно обратный пример. Для дурашливого комиксоидного боевика про неуловимого злодея Морриконе написал лёгкую мелодию с нежным женским вокалом. Она напоминает музыку из каких-нибудь французских комедий, но при этом содержит явные отзвуки мелодий из «долларовой» трилогии.
«Теорема» (1968)
Сейчас многие уже забыли, но Эннио Морриконе сотрудничал и с Пьером Паоло Пазолини, а это опять требовало особого подхода. Убедитесь сами, что музыка из высокоинтеллектуальной «Теоремы» совершенно не похожа на «обычного» Морриконе. Она больше напоминает фрагмент какой-нибудь классической симфонии.
«Орка» (1977)
Фильм про китобойную команду, которая убила семью касатки и жестоко за это поплатилась, вышел на волне спилберговских «Челюстей». Но, в отличие от многих клонов и продолжений, фильм получился по-настоящему оригинальным, трогательным и страшным одновременно. И пронзительная музыка Эннио Морриконе, звучавшая на фоне потрясающих морских пейзажей, этому, конечно, поспособствовала. В СССР фильм шел под названием «Смерть среди айсбергов» и стал настоящим хитом.
«Омерзительная восьмёрка» (2016)
Не все любят это мрачный и жестокий вестерн Квентина Тарантино, но одного достоинства у него точно никому не отнять – в фильме звучит великолепная музыка. Для Морриконе это стало одним из последних фильмов, над которыми он поработал (а их всего у него в фильмографии – более пятисот, если считать короткометражки и телевизионные работы). Единственный «Оскар» он тоже получил именно за «Восьмерку», хотя неоднократно номинировался на эту награду.
Ограничил себя пятью наименованиями, хотя мог бы и двадцать пять мелодий сюда поставить, и пятьдесят пять. Таким плодовитым и талантливым композитором был Эннио Морриконе, умерший 6-го июля 2020-го года в родном Риме.
Ну, хотя бы бонусом поставлю ещё это – главная тема из замечательного фильма с Жаном Габеном, Линой Вентура и Аленом Делоном «Сицилийский клан» (1969).