Иосифа Уткина критика и литературоведение традиционно относят к плеяде так называемых «комсомольских поэтов». Рожденные в первые годы XX века, они успели пройти горнило Гражданской войны и стояли (во всяком случае, по их собственному мнению) в авангарде строительства нового счастливого мира. Степень литературной одаренности этих молодых людей сильно разнилась – от необычайно талантливых Михаила Светлова и Бориса Корнилова до практически «никаких», способных лишь на «маловысокохудожественные» агитки, Александра Жарова и Александра Безыменского. Уткин в этом ряду подавал очень большие надежды. Широкую известность он, юный политработник, приехавший в Москву из Иркутска, получил благодаря публикации в 1925 году своей поэмы «Повесть о рыжем Мотэле», посвященной революционным преобразованиям в еврейском местечке. Ее язык и стиль, действительно, весьма своеобразны. Недаром эту поэму (может быть, несколько преувеличенно) сравнивали с прозой Шолом-Алейхема и ранними картинами Марка Шагала. В