Вассалитет - устаревшее понятие, но некоторые его принципы применимы и в современном мире.
Делегирование через голову выглядит эффектно
Мы все приходим на работу или начинаем бизнес «зелёными» не знающими как, что, и когда, имеющими только теоретические познания. Мы не знаем точно, как себя вести и повторяем то, что делают другие: руководитель, старшие коллеги, старшие партнёры. Но грамотных управленцев, у которых можно и нужно учиться - единицы, поэтому мы копируем изначально неверный стиль поведения. А именно поведение грамотного и деятельного лидера, который знает всё и вмешивается во всё, он всё контролирует и раздаёт всем указания и не знает слова «субординация». Это выглядит эффектно, иногда даже эффективно, но чаще всего создаёт больше проблем, чем возможностей.
Поручение через голову
Делегирование через организационный уровень трудно представить. Но оно существует.
Проще представить поручение. Например, директор мимо главного бухгалтера даёт бухгалтеру задание что-то подсчитать — это поручение через организационный уровень, встречающееся повсеместно. Это болезнь, с которой трудно бороться.
Не очевидные последствия делегирования через голову
Как обычно поступают руководители, через голову которых отдают распоряжение их подчинённым?
Заставляют подчинённых (под страхом смертной казни) докладывать о подобных случаях незамедлительно. Чтобы хотя бы быть в курсе.
Я не говорю, что поручение через «голову» это нормально — это очень плохо, но ещё хуже делегирование через «голову».
К примеру, тот же директор делегирует новый проект тому же бухгалтеру (то есть передаёт свою или новую работу вместе с полномочиями).
Что должен думать главный бухгалтер? Что директор ему не доверяет.
Что будет думать бухгалтер про главного бухгалтера? Что директор ему не доверяет.
Как они будут взаимодействовать? С подозрением.
И самое важное:
Как главному бухгалтеру определить занятость бухгалтера, если он не в курсе проекта?
Как правильно?
Делегирование в организации должно происходить, как движение детали по конвейеру. На каждом участке деталь (задача) обрабатывается и только после этого передаётся на следующий. Или как наделение землёй в средние века: король герцогу, герцог - барону, барон - рыцарю.
Директор должен был делегировать новый проект главному бухгалтеру, а он, если посчитает нужным, делегировать часть своих задач бухгалтеру или этот проект, но только после того как разобрался в нём сам.
Что попробовать?
1. Делегировать только на следующий ниже организационный уровень. Вверх и в стороны, в виде исключения. Но никак не через уровень.
2. Если вас так и тянет раздавать указания всем и вся - смените организационную структуру на более плоскую.
3. А когда поймете, что невозможно управлять всеми сразу – вернитесь к старой оргструктуре и делегируйте только непосредственным подчинённым.