Вчера подписал коллективное письмо министру здравоохранения по поводу проекта введения Цифровой образовательной среды в российских школах (ссылку на письмо, для желающих присоединиться приведу ниже).
Да, я понимаю, что детей нужно готовить к будущему, и это будущее предполагает навыки работы с компьютерной и мобильной техникой. Более того, я сам провожу занятия с детьми по скайпу, онлайн, и работаю онлайн едва ли не с начала появления Рунета. Тогда почему я подписал такое письмо? Почему я против углубления цифровизации в школах в таких масштабах?
Во-первых, нельзя не сказать об опыте министерства просвещения с дистанционкой, который продемонстрировал, сколько вреда могут причинить детям чиновники, которым на самом деле плевать на чье-либо здоровье. Обучение было организовано так, что даже ученики начальной школы просиживали за компьютером более 5 часов, практически без перерыва. Это заставляет задуматься даже таких компьютер-ориентированных людей, как я. Так не должно быть, это точно.
Есть большая вероятность того, что в погоне за отчетностью, министерство просвещения снова будет пренебрегать здоровьем школьников. Я, как и многие родители, просто не доверяем этим людям.
Во-вторых, я сам провожу за экраном компьютера много времени, 12-14 и более часов, явно больше нормы, большей частью по необходимости, т.к. это мой “хлеб”, и понимаю все риски, связанные с этим. Да, навыки в ИТ-сфере дают множество преимуществ, но нельзя забывать, что это всего лишь инструмент для работы с информацией. Понимаете – есть разница между работой с информацией и работой с компьютером. Я работаю с информацией, прежде всего, и уже затем использую компьютер.
Раньше эта мысль прослеживалась даже в школьном курсе информатики, но позже стерлась в погоне за освоением востребованных офисных приложений со всеми вытекующими последствиями. Сейчас уже об информатике вне компьютера мало кто говорит.
Без правильной расстановки акцентов, без заботы о здоровье, компьютер может нанести непоправимый ущерб. При этом я – взрослый человек. Для детей осторожность в этом направлении необходима в ещё большей степени.
Аарон Бойсон, профессор ун-та Минессоты (да-да, это глобальная проблема), в своей недавней заметке “Экранное время и дети” справедливо пишет, что на сегодня есть только один действенный метод контроля экранного времени – это сокращение количества экранов. Если в доме у каждого есть мобильное устройство или компьютер, то контролировать это бесполезно. Если каждому ученику в классе будет предоставлен компьютер с высокоскоростным Интернетом, ребёнок будет всё занятие перед экраном. Это естественно. Как это ни странно звучит, но нехватка компьютеров и Интернета, ограниченность этих ресурсов открывает возможности для других методов, подходов к обучению. Мы имеем шанс быть другими, уникальными именно благодаря разумному, взвешенному отношению к технике и технологиям. Конечно, проще "обезъянничать" и копировать Америку, которая как видите, уже бъет тревогу там, куда мы собираемся нырять с головой.
Ещё раз подчеркну, то это не моя инициатива, но я поддерживаю - для желающих присоединиться, вот ссылка на письмо:
Открытое письмо Министру здравоохранения Российской Федерации г-ну М.А. Мурашко