Найти тему
Здоровый блог

РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ РАЗРУШИТЕЛЬНЫ

Зарождение качеств личности происходит в ранние годы.

Именно в детстве начинает оформляться характер, образ мышления, эмоциональный мир, стиль поведения. На то, какой будет личность, самое большое влияние оказывают родительские установки. Малыш воспринимает послания взрослых, еще не понимая значения многих слов и не умея излагать свои мысли.

                                                                               unsplash.com
unsplash.com

Приказания и просьбы, запреты и раз решения передаются от предков к потомкам через вербальные и невербальные средства общения. Послания воспринимаются через жесты, мимику, интонацию, внешнее проявление эмоций и действия окружающий. Нередко это подсознательно внушаемые взрослыми установки, связанные и основанные на трагическом жизненном опыте или испытываемом счастье, на укоренившемся шаблонном мышлении или обретенной с годами мудростью. Эту идею развивала Мэри Гулдинг (Mary M. Goulding), чьи идеи легли в основу данного анализа.

                                                                           unsplash.com
unsplash.com

Родительские установки воспринимаются ребенком автоматически без какой-либо критики и хорошо запоминаются. Такие стереотипные предписания прочно укореняются в подсознании малыша. Именно они составляют основу жизненной программы человека.

Перечень и суть основных разрушительных родительских посланий:

1. Не будь тем, кто ты есть! Ты должен соответствовать моим представлениям и ожиданиям.

2. Перестань быть ребенком! Я устал от роли родителя, не хочу выполнять обязанности.

3. Не добивайся успеха, не делай свершений!

4. Не предпринимай никаких действий! Ты рискуешь потерпеть неудачу.

5. Не делай попытки стать лидером!

6. Перестань чувствовать себя прекрасно!

7. Постарайся ничего не чувствовать! Не надо показывать своих переживаний.

Далее подробнее о каждом послании...

Установка 1. Не будь тем, кто ты есть!

Не быть самим собой – такое предписание часто исходит от родителей, которые хотели и ожидали ребенка противоположного пола. Например, мечта супружеской пары – иметь сильного отважного наследника-сына. Но природа распорядилась по-своему, подарив им нежную застенчивую девушку. Взрослые, не радуясь такому подарку судьбы, одевают девочку исключительно в одежду для мальчиков. Записывают на боевые виды спорта. Запрещают плакать и проявлять чувства. То есть всеми силами воспитывают в дочери исконно мужские качестве. В итоге вместо ласковой девушки вырастает бой-баба, которая без страха в горящую избу войдет.

                                                                           unsplash.com
unsplash.com

Еще один вариант такой родительской установки – желание родителей, чтобы их младший ребенок был как две капли воды похож на старшую любимицу. Имел внешнее сходство, такие же интересы и увлечения, потребности и желания, способности и таланты. Родители неустанно твердят: «Ты должна быть такой же умницей и отличницей, как твоя сестра». Либо же мать, ненавидя внешность, способности, характер своего отпрыска, постоянно сравнивает его с иным «идеальным» ребенком. Она внушает своему чадо: «Вон Миша из соседнего подъезда и рисует, и на пианино играет, и соревнования по плаванию выиграл». В то же время достоинства своего крохи она вовсе не замечает или отрицает, ведь в ее голове прочно укоренился образ «совершенного малыша». Какими вырастают дети, воспитанные на таких установках? Людьми с комплексами неполноценностями, идеями собственной никчемности и ничтожности, патологическим перфекционизмом, которые обретают неврозы, свершив крошечную оплошность.

Установка 2. Перестань быть ребенком!

Такое послание часто исходит от родителей, которые сами по натуре еще дети. Тех, кто не готов взять на себя личную ответственность за происходящее. Взрослых, не готовых к семейной жизни и воспитанию потомков. Тех, кто чувствует угрозу их существованию с появлением маленького члена семьи.

                                                                         unsplash.com
unsplash.com

Они на подсознательном уровне хотят, чтобы их окружали зрелые, состоявшиеся, ответственные личности, способные взять на себя решение жизненных проблем. Своего сына или дочь они готовы терпеть лишь при условии, что те будут демонстрировать взрослый стиль поведения. Поэтому от них исходят послания: «Ты уже большой, самостоятельный, чтобы делать это сам».

Еще одна причина нежелания видеть в своем малыше ребенка – непонимание особенностей детского возраста. Такие лица часто росли в неблагополучных семьях, и, вместо игр, вынуждены были заботиться о себе самостоятельно. Они были лишены возможности в полной мере насладиться детством, поэтому не видят смысла в ребяческих забавах. Для них единственным критерием «правильной жизни» являются конкретные дела человека.

                                                                         unsplash.com
unsplash.com

Бывает, что внутренний запрет быть ребенком, дают себе сами дети с появлением младшего брата или сестры. Они живут установками родителей: «Ты старший, поэтому должен уступать, заботиться, жертвовать своими интересами». Чтобы соответствовать родительским ожиданиям, такие ребята рано принимают на себя исконно взрослые обязанности, лишившись детской непосредственности.

Еще один фундамент для утверждения установки не быть ребенком – постоянные ссоры родителей. Видя скандалы в семье, единственный ребенок принимает на себя вину за родительские размолвки и решает, что именно он несет ответственность за происходящее и должен принять «взрослые» меры для разрешения конфликта.

Установка 3. Не добивайся успеха, не делай свершений!

Такое приказание исходит от родителя-неудачника. Взрослый, не сумев построить успешную карьеру, не создавший собственный бизнес, испытывающий финансовые тяготы и попросту не счастливый, ревниво относится к достижениям собственного потомка. Вместо родительской гордости, он чувствует зависть и раздражение. Его выбивают из колеи существующие перспективы к дочери или сына. Он подсознательно ощущает, что его отпрыск – умнее, талантливее, настойчивее. Успехи собственного ребенка подчеркивают его никчемность и ничтожество.

                                                                    unsplash.com
unsplash.com

Однако вместо того, чтобы работать над собой, он перекладывает вину за собственные неудачи на самое близкое драгоценное существо – ребенка. Чтобы смягчить терзающую его зависть, родитель транслирует малышу деструктивную установку. При этом на сознательном уровне родитель призывает своего сына или дочь усердно и старательно учиться, но подсознательно он ставит запрет на успех.

Школьник, живущий по таким противоречивым родительским правилам, как правило, учиться довольно неплохо. Он дисциплинированный и ответственный ученик, выполняющий все задания учителей. Однако, как дело доходит до проверочных работ, влияющих на показатель успеваемости, школьником начинает руководить подсознательная установка. Соответственно, он допускает много ошибок и получает по контрольной работе низкий балл.

Установка 4. Не предпринимай никаких действий!

Собирательное приказание, которое делает невозможным прогресс человека на любом поприще. Родители регулярно внушают ребенку опасения «Не делай, поскольку мир страшен, и действия могут привести к негативным последствиям». Взрослый утверждает, что лучше ничего не предпринимать, а плыть по течению, поскольку нынешнее положение – самое стабильное, а изменения могут быть опасными и страшными.

                                                                  unsplash.com
unsplash.com

Очень часто такие приказания основываются на том, что родитель испытывает тотальный страх перемен. Возможно, он пережил на личном опыте какую-то драматическую ситуацию и с трудом достиг относительной стабильности. Он очень боится предпринять какие-то шаги, не веря в возможность улучшения к лучшему. Поэтому он настраивает своего отпрыска жить по этому сценарию: довольствоваться тем, что есть, и не делать шагов для изменения ситуации.

Установка 5. Не делай попытки стать лидером!

Нередко родители неумышленно взращивают серых безликих личностей. Они внушают детям: «Не стремись к лидерству, будь как все». Для этих взрослых позиция «Никогда не высовываться» выступает гарантом отсутствия проблем. Такие люди – старательные исполнители и дисциплинированные подчиненные. Однако они не проявляют никакой инициативы, не вносят предложений, не отстаивают свою точку зрения. Нередко они довольствуются вторыми ролями, отказываются от выгодных предложений и продвижения по службе, поскольку новая должность предполагает больше личной ответственности. Своим детям они также навязывают данную жизненную программу, лишая их шанса добиться значимого успеха и стать признанным авторитетом.

                                                                         unsplash.com
unsplash.com

Разновидностью этого послания является приказ: «Не заявляй о своих желаниях, не проси больше, чем тебе дают окружающие». Родители всякими способами заглушают попытки крохи заявить о своем «Я». Они не хотят и слышать о существующих у малыша желаниях, потребностях, мечтах. На невербальном уровне они намекают, что терпят ребенка только при выполнении условия: тот полностью довольствуется тем объемом внимания, заботы, поощрений, которые предоставляют взрослые.

Установка 6. Перестань чувствовать себя прекрасно!

Большинством ипохондриков управляет идея «Не будь здоровым». Для таких лиц болезнь – способ привлечь внимание окружающим, получить заботу и уход, почувствовать себя нужными. Почва для такого убеждения закладывается в детстве, когда родители уделяют недостаточно внимания ребенку. Постоянно занятые взрослые начинают замечать своего сына или дочь только в случае болезни. Они остаются дома с заболевшим ребенком, читают ему сказки, кормят с ложки, удовлетворяют все желания. У маленькой особы возникает и укрепляется мысль: «Чтобы родитель был рядом со мной, мне нужно заболеть». Сохранив эту стратегию во взрослые годы, человек «убегает в болезнь», когда у него возникают какие-то рабочие проблемы, не ладится в личной жизни. Именно эта родительская установка закладывает фундамент для ипохондрического расстройства личности.

                                                               unsplash.com
unsplash.com

Установка 7. Постарайся ничего не чувствовать!

Приказ «Не чувствуй» подразумевает, что испытывать эмоции – стыдно и бессмысленно.

                                   unsplash.com
unsplash.com

В таких семьях существует запрет на всякое проявление чувств. Мать умело скрывает свое недовольство и разочарование в муже-алкоголике. Отец оставляет без внимания естественное желание женщины чувствовать себя любимой. Родители постоянно говорят ребенку: «Плакать – стыдно», «Испытывать страх – признак трусости», «Волноваться – удел неудачников». По словам психолога, гипнотерапевта Геннадия Иванова, так или иначе, эмоции никуда не деваются, им необходим выход наружу. А поскольку родители не научили малышей конструктивным путем выражать свои переживания, повзрослевшие особы погружаются в тяжелые депрессии, страдают от навязчивых страхов. Скрывая свои физические ощущения, взрослые игнорируют телесные симптомы опасных недугов. Финал – психосоматические болезни.

Берегите и любите своих детей!